Адамак

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ
ВЕКТОРЫ
НООСФЕРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

 

В.И.Вернадский открыл, что [1], человечество, вступив в середине ХХ в. в эру разума (ноосферу) и строит ноосферные структуры. Разум реализуется во всех сферах и отраслях человеческой деятельности, за исключением: демократии, организации безопасной эколого-экономической деятельности, общественных отношений, политики и культуры, которые в настоящее время находятся в антигуманном кризисе [2, 3, 4].

Широкое применение наукоемких технологий и сложных машин в сельском хозяйстве, промышленности, транспортных системах; возникновение новых взаимоотношений в экономике; распространение сложных машин и аппаратов в быту; использование электронных систем коммуникаций в общественных отношениях и в СМИ, увеличение объемов движения информации посредством Интернет обусловливает превращение каждого развитого государства в гуманитарный научно-производственный интеллектуальный социально-культурный экологический комплекс – ноосферную республику. Человечеству законами синергетики предопределено: развивать науку, увеличивая количество научно-исследовательских институтов для добывания знаний законов синергетики, производства новых знаний, изобретения законов интеллектики, а также для выявления талантливых граждан; постоянно расширять образование и осваивать новые производственные (технологические) умения для работы с материальными объектами; совершенствовать экономику; повышать гуманитарную культуру; улучшать ноосферную организацию человеческих сообществ и управление их жизнедеятельностью.

Ноосферная республика образуется по законам ноосферной демократии на базе ноосферной общественно-экономической формации, при которой паритетно функционируют все формы собственности и регулирование рыночных процессов осуществляется ноосферными государственными законами.

Ноосферная демократия – народная власть разума, управляющая ноосферной республикой, есть власть умного большинства народа, в которую гармонично интегрируются: принципы ноосферной демократии; принципы, используемые при руководстве деятельностью научных учреждений; новые, интеллектуальные принципы управления различными предприятиями промышленности и сельского хозяйства.

Ноосферное народовластие основывается на ноосферной народной системе выдвижения талантливых граждан (ученых, изобретателей, новаторов и мудрецов-самородков) на властные должности в республике, на новой организации системы выборов, на ноосферных законах интеллектуальной организации экономики с ведущими наукоемкими отраслями, на развитии образования, науки, культуры и справедливом распределения доходов среди населения. В соответствии с этими положениями кандидаты, выдвигаемые на должности государственной власти должны соответствовать следующим критериям. Иметь: 1) высшее образование; 2) профессию; 3) ноосферное мировоззрение и сформулированное свое отношение к разным мировоззрениям; 4) инициативность; 5) творческие способности, проявившиеся в его деятельности; 6) частную собственность (дом или квартиру и другое имущество); 7) семью и детей; 8) успехи в ведении своих личных, семейных и служебных дел; 9) положительный опыт управления коллективами людей; 10) знания особенностей национального образа жизни народов и уважительно к ним относиться; 11) свою программу действий, в которой четко сформулированы цели, способы их достижения и что получает гражданин, общество и государство при достижении этих целей. Кандидат также должен соответствовать гуманным критериям – быть добрым, честным, уравновешенным, патриотом, любить граждан, а также иметь другие достоинства.

Управлять ноосферной республикой по законам ноосферной демократии, формируя справедливые, гармоничные взаимодействия в системе человек-разум-общество-экономика-культура-республика-природа предстоит президенту, парламенту, академии наук, губернаторам, избираемым из среды ученых, изобретателей, новаторов.

Наблюдения и анализ эволюции человечества подтверждают, что столбовой дорогой развития всех государств на планете Земля является строительство ноосферных республик по законам ноосферологии. Это главный региональный и глобальный вектор человечества [2-7].

В России сегодня нет истинной демократии и нет нормальной экономики. Требование большинства россиян не производить реформ, ухудшающих их бытие; требование российских прогрессивных экономистов ввести налогообложение соразмерно доходам граждан, чтобы остановить коррумпированное расслоение общества; требование ученых финансировать в полном объеме развитие науки, образования, здравоохранения игнорируются российской «демократической» властью.

С 1992 г. многие профессора и академики предлагают влиять на правительство РФ в форме банальных протестных заявлений или пикетов. В октябре 2004 г. активисты движения «За возрождение отечественной науки» академики Ж. И. Алферов, Б. Кашин, Н. П. Ляпишев, В. С. Шевелуха; профессора В. П. Сенкевич, О. В. Крылов, И. И. Мельников, А. Н. Зиновьев за круглым столом, обсудили «Концепцию участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, работающими в сфере науки», подготовленной в неизвестных недрах министерств неизвестными авторами, главное содержание которой заключается в отказе государства финансировать большинство академических институтов, РАН и научно-исследовательских институтов, обрекая их на ликвидацию. Все участники круглого стола осудили ее как разрушительную для российской науки, обрекающей страну на экономическую отсталость. Завершая дискуссию, ученые пришли к выводу, что научное сообщество не может только констатировать положение дел; оно должно активно влиять на государственную политику в области науки, вынуждать власть учитывать его мнение, но не сформулировали действенных предложений для активного влияния на власть (Газета «Советская Россия», 2004, октябрь).

Ученые, изобретатели, рационализаторы, новаторы способны управлять другими классами. Ученым научно-исследовательских институтов, преподавателям всех образовательных учреждений следует не обсуждать неизвестно кем составленные концепции реформ, а разработать научную концепцию реформирования России под руководством ученых, изобретателей и новаторов. Собрание академиков РАН впервые в мае 2005 г. выразили протест правительству против реформирования науки и образования, но протестами, добрыми пожеланиями, предложениями и призывами повлиять на деятельность правительства невозможно. Ученые, изобретатели и новаторы должны не активно влиять на правительство РФ, а управлять РФ, развивая образование, науку, культуру, инновационную экономику, политику и строительства ноосферной республики для обеспечения благоденствия каждого гражданина.

Л. С. Гординой [8] в 2002 г. создана неправительственная организация доброй воли Ноосферная Духовно-Экологическая Ассамблея Мира (НДЭАМ), деятельность которой основана на учении В.И.Вернадского о ноосере и направлена на формирование ноосферного сознания с целью объединения граждан на планете Земля в единую цивилизацию. Деятельность НДЭАМ была одобрена Глобальным Гражданским Форумом Саммита Рио + 10 в Йоханнесбурге в 2002 г.

В августе 2005 г. соборным движением России (председатель Осипов А.) совместно с ноосферной Духовно-Экологической Ассамблеей Мира (президент Гордина Л.С.) был проведен Российский Собор на тему «Будущее России и человечества. Подготовка к предстоящим событиям на Земле. Преображение». На высоком интеллектуальном уровне, на Соборе состоялось обсуждение современного развития ноосферного учения В.И.Вернадского и формирования духовности населения России. Сегодня необходимо сосредоточить усилия на приобщение прогрессивных движений к Ноосферной Духовно-Экологической Ассамблеи Мира [9].

Чтобы объединить российское общество и восстановить доверие к государственной власти, искоренить бедность и ликвидировать терроризм властные структуры и большинство населения должны принять национальную идею: «Строительство Ноосферной Республики Россия, благоденствие русского и российских народов» и составить план ее реализации, мобилизующий духовную, трудовую и политическую активность населения.

В начале ХХ в. В.И.Вернадский сформулировал гипотезу об объединении всего человечества.

Сегодня глобализацию пытаются использовать для получения сверхприбылей путем присвоения себе права управлять во всех странах планеты финансами, экономикой, ресурсами, потреблением, образом жизни и культурой. От глобализации в текущем периоде выигрывают главным образом высокоразвитые страны, высасывающие все ресурсы из менее развитых стран. Существует неравноправие между центром и периферией; неравный подход к должникам и кредиторам, нездоровая подмена подлинно человеческих ценностей – денежными. Не имея научно обоснованных, общепризнанных общественностью принципов организации мировой системы экономики, лидеры экономики раз-витых государств посредством международных неправительственных организаций пытаются управлять в различных странах производством товаров и торговлей, вызывая острые конфликты.

Чтобы человеческие сообщества объединялись без катаклизмов глобализацию следует осуществлять для создания условий благоденствия людей во имя благоденствия каждого человека. На планете Земля требуется новая система организации жизни всего человечества, учитывающая, что оно не однородно и разные слои его сообществ по-разному пользуются природой, биосферой, обустраивая свои экологические ниши в соответствии с получаемыми дохода-ми. С этой целью необходимо формировать ноосферные республики с ноосферным гражданским обществом устойчивого развития во всех странах мира, устанавливая глобальные межреспубликанские объединения без нанесения ущерба республикам. Становление эпохи ноосферы возможно без конфликтов и революций, если все государства будут добровольно придерживаться генеральной технологии управляемой рациональной эволюции человечества по ноосферному вектору, включающему четыре фазы: 1) трансформирование всех государств планеты в ноосферные республики, 2) объединение всех ноосфер-ных республик в планетарную ноосферную конфедерацию, 3) преобразование конфедерации в федерацию ноосферных республик, 4) образование глобальной ноосферной республики Земля с единым человечеством [3, 6]

Мною предложено рекомендовать Генеральной Ассамблеи ООН принять «Международный пакт о формировании независимых ноосферных республик» подобно «Международному пакту о гражданских и политических правах», принятому на 21 сессии ООН в 1966 г. [6].

Интенсивную деятельность проводит Ноосферная Духовно-Экологическая Ассамблея Мира (НДЭАМ) в соответствии с главными направлениями деятельности ООН – сохранение цивилизации и организация устойчивого развития. По законам ноосферологии, основанной на учениях В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере, устойчивое развитие может быть организовано только на принципах ноосферизма. Распространение ноосферного сознания, организация ноосферного устойчивого развития и трансформирование государств в ноосферные республики создаст условия благоденствия каждому жителю планеты, и будет способствовать их объединению в ноосферную цивилизацию планеты. Сегодня представительства НДЭАМ организованы в 20 странах.

Ноосферная теория, формирующая ноосферное мировоззрение, формулирующая ноосферные демократические и ноосферные экономические законы, будет усвоена, понята и поддержана большинством человечества вследствие ее гуманности и справедливости. Она обеспечит справедливую без революций глобализацию общественных, политических и экономических отношений.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи совр. биол., 1944, т.18, вып.2. с.188-191.

2. Адамов А.К. Философские проблемы ноосферы. – Саратов, 1995, 57 с.

3. Адамов А.К. Основы философии ноосферы. – Саратов, 1996, 155 с.

4. Адамов А.К. Ноосферология. – Саратов, 1999, 160 с.

5. Адамов А.К. Ноосферная республика Россия. – Саратов, 2001, 267 с.

6. Адамов А.К. Ноосферная демократия – система истинного народовластия. Саратов, 2003.

7. Адамов А.К. Ноосферная философия. Саратов, 2004.

8. Гордина Л.С. От биосферы к ноосфере. Москва-Торопец, 2005.

9. Обрести себя ради других. Соборное движение России и НДЭАМ. Вятский Собор, 2005.