|
Инна Богачинская |
НА РИФМАХ ВЫ ИГРАТЬ СМОГЛИ БЫ?..
«Письма пишут разные:
Слезные, болезные.
Иногда – прекрасные.
Чаще – бесполезные.»
Спешу всех успокоить: это отнюдь не строки одного из победителей конкурса «За
разумное будущее человечества». Они высеклись из-под пера весомого и зримого
поэта Константина Симонова. И сама собой скроилась аналогия со стихами. Да
простят её участники конкурса и коллеги по «жюрийному» цеху!
В самом деле, умение выразить себя в любой творческой форме достойно поощрения.
Ведь каждый из нас и есть индивидуальная, но связанная одной цепью со всем сущим
самовыражающаяся система. А всем видам искусства и литературы как раз и не
хватает острой, как весенняя лихорадка или как вирус влюблённости, отметины
индивидуальности. Хронически искомого «лица с не общим выраженьем». Голоса, чей
лейтмотив затягивает в непостижимость и бездонность бытия, поднимает над
метрономностью существования, перекрывая какофонии этого не всегда гармоничного
мира.
В поэзии, по теории больших чисел, это в большей степени царапает глаза и слух.
Ибо рифмующих – изобилие. А с избранными – напряжёнка. Кстати, такое положение
вещей действительно для всех сфер, творческих и не слишком. Ведь избранности
научить нельзя. Как значится на скрижалях хрестоматийных истин: можно поставить
голос, но невозможно научить петь. И это в очередной раз доказал конкурс «За
разумное будущее человечества».
Ассамблея Мира, под эгидой которой прошёл этот конкурс, отнюдь не очередная
забава заскучавших предпринимателей, ищущих себе применение, известность и
фонтанирующие финансовые формирования.
Её Президент, Академик Любовь Гордина, равно, как и остальные члены правления,
представители духовно-интеллектуальной элиты планеты, движимые благородным
намерением достойно представить Землю на космической арене, взвалили на себя
непосильный груз суперзадачи – облагоразумить человечество. Конкурс «За разумное
будущее человечества» - одно из свидетельств многовекторной деятельности
Ассамблеи.
И хотя произведения участников теоретически должны вписываться в заданное
течение, это отнюдь не значит, что достаточно ввести в стихотворение
соответствующие атрибуты, чтобы оно могло претендовать на «тронное» место. Ведь
художественное произведение отличается от деклараций, установок, заданностей
именно наличием в нём художественности, которая является близнецом образности,
музыкальности. Это особенно непреложно в отношении поэзии, которая и являет
собой ритмически организованную, живописную словесную структуру, ось которой –
Мысль.
По определению Цветаевой, «поэзия – это мысль и музыка».
Но, конечно же, очень желательно, чтобы мысль уходила корнями вглубь явлений,
чтобы она просвещала, озаряла, умиротворяла, предупреждала, завораживала... И
одновременно, чтобы она была органично переплетена с мелодией. В идеале, чтобы
большинство стихов можно было бы легко положить на музыку.
И, естественно, равновелик по важности аспект грамотности, чтобы «великий и
могучий» сверкал, как роса, улыбающаяся Солнцу. Увы, вышеназванный аспект
заметно прихрамывает у многих авторов. Равно, как и рифма, и ритмика.
Получается, что в стихотворении всё должно быть прекрасно.
Вспомним завораживающую музыку пастернаковской ночи, когда по всей земле мело. А
на столе то и дело горела свеча, освещая сплетенье рук, перешедшие в судьбы
сплетенье. Всё, казалось бы, просто, без изысков. Но пронзительность аромата
ночи – в её графических очертаниях, в её непредсказуемости, недосказанности. А
не в прямолинейных, как стрелы в тире, названиях душевных состояний. Всё в этом
стихотворении живописуется словом под мелодию, естественно льющуюся то ли с
небес, то ли из сердечного звукоряда его вершителя. И это определяется кратким,
но бесконечно вместительным словом «Дар».
В процессе данного обзора я условно выделила произведения авторов, отмеченных
наличием художественной образности, глубины мысли, поиском разгадки тайн бытия и
тайн своей внутренней Вселенной. А также стихи с иронично-юмористической
заправкой.
Ниже приведены отрывки из стихотворений некоторых авторов, которые почитают Её
Величество Метафору. Во всех цитируемых строчках соблюдается орфография и
пунктуация оригинала.
Евгения Костюкова, «Через тысячу лет...»
Гонит ветер-пастух туч недоенных стадо.
По-старушечьи шаркает душная мгла.
Скорпионом ужалило Время распада
В энтомире Дали. Закусив удила,
С каждым звуком всё дальше и дальше от сути –
Так беспомощно вязки калеки-слова.
Эй, на третьей от Солнца, вы слышите, люди,
Уберите от зёрен моих жернова...
ххх
Сергей Ворошилов, «А люди жили в городах...»
Скользила в розовых волнах
Ладья заката,
И сёмгой прыгала Луна
По перекату.
...А люди жили в городах,
Не веря в чудо,
И всё спешили в никуда
И ниоткуда...
ххх
Некрасовская, «Старый Ной»
Вот и день отгорел. Видишь, Боже, измученный Ной
В утомлённом ковчеге упавшие звёзды качает.
ххх
Марина Лейшель
Всё плыло и плыло золотисто-фруктовой солнце,
Торопясь по своим, по космически важным делам,
Равнодушное к сморщенным душам, иссохшим до донца,
И к прекрасным, коричневым, пустопорожним телам.
ххх
Ksana, «Ябрьское»
Я мёртвым зрителям показываю жизнь
На слезоточащей дождём осенней сцене.
Ноябрь – режиссёр, суфлёр и сценарист,
Как отпрыск Станиславского – не верит.
ххх
Фатима, Цаголова «Летаргические корабли»
И планета потерь облетает листами таро.
И уборщица-Вечность сметает приметы кочевья...
ххх
ГрАль, «Сны»
Нежными пальцами восприятий
перебираю острое лезвие сновидений.
Лёгкой поступью листопада город свой мерю.
Узким лучом, пробившимся через неплотно закрытую ставню,
город свой трогаю.
ххх
Марьян, «Неконкурсное, но к теме»
В моих руках тихо плачет невесомый холод
Воспоминания о сыне!
Ты поможешь мне разбить солнце
на тысячи веснушек...
Следующие цитаты из стихотворений отмечены как наличием смысловой глубины, так и
художественным воплощением.
Андрей Бородушкин, «Мгновения»
Дорогой безответной до небес
Отмеряно грядущее на глаз.
У смерти – всюду есть свой интерес.
У жизни – отречение от нас.
И время снова гнётся на излом,
И не перестаёт в бреду твердить:
Коль сказано за зло платить добром,
То чем тогда нам за добро платить?
Обида кормит ржавые сердца,
Подстёгивая вере изменить.
Осталось полмгновенья до конца.
А мы ещё не начинали жить.
ххх
Вик Стрелец
Пространства и времени мрачные лица,
Подобные сумраку в схватке с зарницей,
Потёмкам, исчерченным стрелами молний
Кадансом к безмолвью.
Кредит получить у времён – не бывало!
Кого за медлительность жизнь не бивала!
Но есть и посыл: жизнь ничуть не короче,
Чем вечности прочерк.
ххх
Алёна Чубарова
Не понимаю значимости кровей
В распределенье радости и горя.
ххх
Илья Славицкий (Oldboy)
Средь артефактов этих удивительных
Найдут вопросов больше, чем ответов.
И долго будут спорить об увиденном
И о превратностях судеб планеты.
О том, что в тёмной мгле веков угрюмых,
Природа порождала много разного.
Существ забавных и почти разумных,
Но всё же не достигших Разума.
Автор следующего стихотворения не всегда расставляет знаки препинания. Намеренно
или по незнанию – вот в чём вопрос. Но смысл присутствует.
Роман Тункель
Бессмертье человеку не дано
Творить известно высшая награда.
Плевать на то, что иногда не надо
Творить, ведь можно жуткие дела
вершить слегка от имени прогресса,
а время жизни, нет сильнее пресса,
нас подгоняет, мир людей губя.
Отрадно то, что некоторым авторам «хочется дойти до самой сути». И они выражают
свой поиск в поэтической форме. Естественно, что уровень и формы выражения
разнятся. Но привлекает тяготение души к поиску истины в метафизическом
звучании, к философским обобщениям и к осознанию непостижимости загадки Бытия.
Андрей Царевский, «Я – только сон»
Я – только сон. Я – только миг из многих,
Одно звено, слагаемое в цепь.
Мой дом – весь мир. И поле в рощах строгих,
И в чёрных листьях розовая степь.
...В который раз для нас непостижимо
То правило, что нам не превозмочь,
Как в новой форме оживает глина,
И неизменно день сменяет ночь.
ххх
МиЛеди
Божественной сути объятья.
Молвою истрёпанный миг.
Души карнавальное платье...
И скорби прощающий лик.
И в час постижения тайны,
Не веря уже ничему,
Бросаем Вселенной печально:
«Я истин твоих не пойму».
ххх
Люче, «Semper Tiro»
Моих стихов несочинённых строчки
Пока едва намечены пунктиром.
Но, слава Богу, далеко до точки,
И потому я ставлю многоточье...
Я – вечный ученик.
Я – Semper Tiro.
ххх
Виктор Быков, «Смотри на звёзды»
Смотри же, глупый, юный человечек.
И наслаждайся внутренним восторгом.
От осознанья бесконечности Вселенной,
Она вмещает тысячи миров,
Таких же, как и наша бедная планета,
Родившая однажды глупый разум...
ххх
Андрей Баранов, «Месса жизни»
Я создаю Вселенную и рушу,
И рушу вновь – и снова создаю.
То Господу свою вверяю душу.
То Люциферу душу продаю.
... И я неясной мыслью поражён,
Вдруг застываю, не окончив бега,
И вижу: почка сделалась листом.
Давным-давно истлели глыбы снега.
ххх
Галич, «Круговорот»
Мы, живя в небольшом интервале,
В интервале глубин и высот,
До сих пор ничего не узнали:
Человек, для чего он живёт?
Всё запутано в сгустке кромешном.
В ритме сердца, как в ритме планет
Отражается мир бесконечный,
Вечный, всепоглощающий свет.
ххх
Лит, «Всё»
Я как преломлённый через линзу луч света,
Собран в одну точку,
Но я и разлит по всему миру.
ххх
Антон Рациг, «Философема»
Творящая машина бытия,
Уничтожая личное, прилежно
Воссоздаёт, до тонкостей двоя.
Носитель частной мысли неизбежно
Родится вновь. Но буду ль это я?
Некоторые авторы облекают сложные философские концепции в ироничную форму.
Евгений Грачёв, «Потомкам»
Вы покорите Марс, потом Венеру,
Взорвёте там чего-нибудь к примеру,
Художник весь процесс отобразит,
Напьётся в стельку с другом, паразит.
...И гениальны будете в науке,
Романы иногда писать от скуки
Про нас и жить, конечно, без войны,
Не то, что предки наши и не то, что мы.
ххх
Борис Борукаев, «Трагическая-оптимистическая»
В мир иной, приветливый, всем давно пора.
Быстро расширяется «озонная» дыра.
И сквозь эту дырочку мне в расцвете лет
Лупит прямо в темечко ультрафиолет.
Гордо и торжественно скептикам назло,
Шастают на нашему небу НЛО.
В них пришельцы умные завлекут хитро.
Сделают анализы, поглядят в нутро.
ххх
Леонид Раев, «Жизнь насмарку»
...А вчера прочитал, что не жизнь это вовсе была,
а был комплекс электро и био-хими-ческих
челюсть вывихнуть можно
реакций.
Участники конкурса, увы, не продемонстрировали блеска в словотворении. В этом
отношении выделяются строки из стихотворения Вира Вариуса «Хартия умиротворённых
йогов».
У мира творения
Мы – странные гении.
Умиротворение – плохая стезя.
Мы - дырки без ноликов
Мы – стулья без столиков.
У мира творения –
Умиротворение,
У, мир, о, творение,
Умри, но твори!..
Есть авторы, в стихах которых можно встретить одно-два достойных четверостишья.
Leonid, «Крик»
Возникший из ниоткуда,
Звучащий во все времена
Крик: «Чья мы причуда?
Рождаясь, уходим куда?»
ххх
Людмила Гайдукова, «Новое поколение»
Камни с ладони – прахом.
По ветру – серой пылью.
Небо не знает страха.
Небо приветствует сильных!
ххх
Александр Дубинин, «Постижение воды»
Вот и осень, привет! Что грозишь мне своим всесожженьем?
Я минул, я лишь тень, я – молчанья заброшенный плёс.
В постижении лет – одинокой любви постиженье,
Путь, оставленный нами, не заданный нами вопрос.
ххх
Алла Рыженко, «Мы на крестах не умирали...»
...Не мы, не нас, на нам, не нами.
Живём в кредит, любя вполсилы,
Раскрасив жизнь полутонами,
Святые позабыв могилы.
И наша вера меркантильна –
Она лишь дань публичной моде.
И руки опустив бессильно,
С душой своей живём в разводе.
ххх
Ovso Elena, «Бессонница»
Жизнь моя – тонкий лист,
Несколько пошлых фраз.
Утром рассыплет свет
Лавой кипящий шар.
Господи, смерти нет.
Это – твой светлый дар.
Встречаются строки, наполненные идеями гуманизма и всеобщего братства. Но
поэтически они не состоятельны. Как, например, у Елены Цыбрий в стихотворении
«Вы только прислушайтесь к разуму»
Не живите законами волчьими, мыслями злобными.
Не губите себя, убивая своих соплеменников.
Не мостите дороги и души крестами надгробными,
Не меняйте любовь на борьбу соплеменников.
ххх
Остро ощущая всеобщую метастазность ядоизвержений большинства отдельно взятых
особей, а также их неуёмное желание бросить в набежавшую волну себе подобных,
следуя примеру известного исторического персонажа, автор этих строк стойко
занимает позицию последовательницы окуджавского призыва: «Давайте говорить друг
другу комплименты!». Ведь за это в конечном итоге ратуют и члены Ассамблеи Мира,
пытающиеся, как бурлаки, вытащить жителей этой анемичной, обожжённой,
отравленной разрушительными помыслами планеты из трясины, ведущей к
самоуничтожению, на залитые светом вершины Истины и Добра. И конкурс,
организованный Ассамблеей, явился частью её программы, направленной на поддержку
и развитие творческого начала, расцветающего в лучах животворящих энергий
высшего порядка.
Тем не менее, нельзя полностью обойти молчанием тот факт, что на конкурс было
представлено много стихов не просто слабых, а совершенно беспомощных. Ведь между
умением рифмовать и быть поэтом нельзя поставить знак равенства. И это должны
осознавать те, чьи иллюзорные представления о своих поэтических потенциалах,
работают против них. Хочется, чтобы у них не возникало чувства горечи по этому
поводу, т.к., возможно, есть другие сферы, в которых они себя могли бы проявить
на достойной высоте. Но мне думается, такие авторы должны знать эту не слишком
лицеприятную правду о себе. Ведь мы обычно испытываем благодарность к тем, кто
говорит нам, что у нас что-то испачкано, например, или что-то нехорошо на нас
сидит. Ситуацию можно поправить, только глядя на неё в упор и осознавая её.
Нельзя также умолчать и о том, о чём говорилось выше. Это зачастую вопиющие
ошибки. Крик грамматики о помощи разрывает Интернетские сети. То же можно
сказать и о просящей милостыню рифме, и о трещащей по всем швам ритмической
организации стихотворений.
В данном обзоре в основном не упоминаются авторы, страдающие всем, перечисленным
выше. Но, вероятно, всё же стоит прицитировать хоть несколько строк, которые
просто созданы для того, чтобы на них писали пародии.
Судите сами:
Макаров, «Две оплеухи»:
Дворничиха Катя,
Матерясь и плача...
Выгребала палкой
Из угла щенят.
Вызван на подмогу
Участковый Юра,
Сука-то живая...
Но не может встать.
Юрка, «ради бога»
чертыхнулся пулей...
и пошёл, моргая...
поминая мать...
Или:
Алёна Фролова
Погрызём с тобою кости,
Что остались от обеда.
А потом заглянем в гости
В будку старого соседа.
А как вам, например, нравится желание Melpomene:
Я хочу быть странною чуть-чуть,
Просто интересной, словно сказка.
А вот как определяет себя Avalone и какие вопросы будоражат её:
Плохо вижу, стрелять не умею,
Озираюсь, перечить не смею.
Знаю, зависть хуже, чем бомба.
Не сидеть же всю жизнь в катакомбах!
...С кем бороться? С пороком, со злом?
Артиллерией стать и идти напролом?
А вот какие откровения посещают Зою Артемьеву:
А один весёлый лучик нежно
Мне шептал про облака на ухо...
Так узнала, что любима богом
Я – простая маленькая муха.
КОДА, СМОДУЛИРОВАВШАЯ В МАЖОР
Думается, что многие понимают, что пишем мы не для того, чтобы с кем-то
соревноваться и получать награды. Хотя последнее согревает. Довольно известный
поэт Александр Пушкин признался когда-то, что пишет он для себя, а печатается
для денег. Остаётся только воскликнуть: - О времена! О нравы!
Кто из нас может сверкнуть таким заявлением сегодня?!
Но в сторону какого бы полюса ни повернулась стрелка наших ежедневных сюжетов,
всё равно способность производить из себя зачастую служит спасательным кругом. И
вообще – поди-пойми, кто НАД, а кто ПОД. Ведь в этом неправдоподобно изменчивом
мире все так или иначе меняются ролями и местами. Главное – чувствовать, что за
сегодняшним многоточием завтра белый парус листа снова наполнится кислородом
строчек и отправится в плаванье по самому непредсказуемому и самому заманчивому
маршруту – к берегам с вечно-зелёными заповедниками Её Величества Поэзии.
Инна Богачинская
г. Нью-Йорк
Комментарий Э. А. Стефановича:
Еще одно свидетельство того, что отношение к поэзии субъективно… Например, в
стихотворении Ksana «Ябрьское», из которого в обзоре приведено первое
четверостишие:
"Я мёртвым зрителям показываю жизнь
На слезоточащей дождём осенней сцене.
Ноябрь – режиссёр, суфлёр и сценарист,
Как отпрыск Станиславского – не верит"… –
мое ухо режет "на слезотОчащей" вместо " на слезоточАщей";
диктуемый стихотворным размером "НоябЫрь", в то время как в следующем
четверостишии применена правильная форма произношения этого слова – "Ноябрь, и
этот разнобой тоже настораживает. Ибо если Ksana считает возможным для себя
произносить слова с непроизносимыми согласными, "разбавляя" их гласными, то
последовательнее так и делать хотя бы в пределах одного отдельного произведения!
Досадно, потому что ведь интересный "натюр-морт, да здравствует натюр"!
Есть и другие разночтения, разномнения, разновкусия… что, как сказано выше,
закономерно…
|