Международный саммит
«НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ГРАЖДАН
ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ»,
Краснодарский край, ст. Шапсугская,
29-31 июля. |
Попович М.
Л.,
Действительный
член НДЭАМ,
профессор, летчик-испытатель,
101-кратная рекордсменка мира |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ОЗДОРОВЛЕНИЯ РОССИИ НА
ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ПАРК»
В древнем источнике Ведических знаний - Бхавишья Пуране есть очень интересные
строки. Там говорится о завоевании Индии яванами (греками), ищущими богатой
добычи. Эти яваны будут следовать неправедным путем: их цари не будут обладать
качествами, приличествующими царю. Разные народы будут поочередно выдвигаться на
первый план и править землей, другие же тем временем будут приходить в упадок.
Бесчестные, нищие цари будут убивать друг друга по пустякам. Низкородные
правители создадут такие условия, при которых женщин, детей и стариков
перестанут уважать, и начнут безжалостно убивать. Цивилизация придет в упадок,
мораль будет разрушена, а население погибнет. Настанут времена, когда люди
станут настолько дерзкими и глупыми, что будут объявлять себя воплощениями Бога.
Не правда ли, знакомые слова? Мир людей – мир парадоксов; всего в изобилии, а
ничего нет! Мир перевёрнут с ног на голову. Сложные характеры, сложные
взаимоотношения, неумение быть простым и доступным в общении. И вот результат:
наше правительство, озабоченное борьбой с инфляцией, абсолютно забыло о
конкретном человеке.
Но несмотря на это Россия, как феникс, возрождается из пепла простыми людьми.
Радостно смотреть, когда конкретные люди делают конкретные дела, проявляя при
этом исконные качества русской души: Благородство, Мужество и Любовь. И стыдно
смотреть на политиков, рассуждающих о путях развития России, её месте в
современном мире. А в это время другие страны используют наши достижения для
воспитания своих детей или просто вычёркивают Россию из мировой истории.
Вот лишь один пример: В одном из предапрельских номеров Aviation Week за 2006
год опубликован рейтинг «100 звёзд воздухоплавания и космонавтики». Звёзд
расставляли по ранжиру ведущие специалисты аэрокосмической отрасли США. И почти
все первые двадцать мест отдали соотечественникам. Гагарину оставили 37-е,
Циолковскому 65-е. Королёва и вовсе задвинули на 76-е, в одну компанию с
писателем-фантастом Карлом Саганом. Никого из участников опроса, видимо, не
смутило, что Нил Армстронг, первым высадившийся на Луне и занявший 9-е место в
рейтинге, о роли Гагарина сказал так: «Он всех нас позвал в космос».
Существуют общечеловеческие ценности и задачи. Каждая страна, если ей дорога
планета, должна внести свой посильный вклад в решение общей проблемы, в
разгорающихся спорах и конфликтах помочь противоборствующим сторонам сохранить
равновесие и здравомыслие.
У России, как и любой другой страны, своя роль в мировой миссии. Какой бы она не
была, скажем лишь одно: Россия должна стать сильной, крепкой, передовой. И это
заключается не в высоких технологиях, не в военно-политических преобразованиях,
а в здоровом духе нации.
Экономика или политика, образование или наука? На что сделать упор?
На мышление. Этот ответ нуждается не в обсуждении, а лишь в понимании. Каждый
человек должен понять, что от порядка в его голове, от умения мыслить
однонаправленно, не отвлекаясь на посторонние мысли, зависит здоровье
государства и всего человечества.
В нынешней России ощущается острая необходимость в простых, но действенных
методах регуляции мышления. Когда задают всем известный вопрос, с чего нужно
начинать преобразования в стране, желающий поменять курс и улучшить жизнь, можно
ответить однозначно: «С мышления».
Измените мышление, наведите порядок в нем, и вы поймете, какое направление
развития является приоритетным в нашей стране. Для этого не нужны ни иностранные
специалисты, ни чужие эксперты и аналитики, хорошо ориентирующиеся в менталитете
своей нации и страны.
Сегодня Россия способна совершить качественный скачок потому, что она пытается
писать свою историю заново, на чистом листе бумаги. В связи с созданием новой
системы образования можно задействовать резервы нашей глубинной памяти и ввести
то, что нам всем хорошо и давно известно, в программы школ. Тренировка мышления
и памяти никогда не считалась обязательной или необходимой в процессе обучения.
Это занятие было приложением или дополнением к основным информативным предметам.
Теперь оно должно стать наиглавнейшим.
Несмотря на то, что Наука мышления - древняя наука, человечество делает первые
шаги в ней. Это утраченное знание сохранено частично: где-то и в какой-то
степени. Как цельная и стройная система она вплетается в некоторые верования и
религии, но пришло время приспособить её к жизни и использовать в обществе для
решения многих возникающих проблем.
Мы учим детей языку, а через язык потом обучаем мышлению. Таким образом,
мышление приспосабливается к нормативам лексики и грамматическим конструкциям.
Человек, не умеющий говорить, умеет думать, и его мышление более правильно,
потому что образно и, соответственно, ближе к Истине.
Развиваясь по обычной схеме, человек от образного детского мышления переходит к
конкретному, а потом к словесно-логическому. С ним мы и живем, хотя никакой
логики в нашем внутреннем мире не наблюдается. Нам стоит больших трудов связать
одно понятие с другим и выстроить цельное повествование. Несмотря на многолетнее
обучение, большинству людей это недоступно.
Нас уверяют, что в нас отсутствует логика, но дело не в ней, а во внимании - в
удержании исследуемого объекта перед внутренним взором или, иными словами,
сосредоточении на предмете.
Если вы умеете удерживать образ-слепок, отпечаток предмета или явления, то вы с
большой лёгкостью сможете описать его с разных сторон. Если это какой-то
социальный вопрос, то вы сможете дать два-три его решения, потому что способны
увидеть два-три подхода к нему.
Тренированный человек обладает свободой выбора и имеет в резерве около семи
решений. Но помимо этого он видит и лучшее решение, поскольку все семь
проанализированы им до конца.
Что такое хороший аналитик? Это человек, способный увидеть множество вариантов
развития некоего обстоятельства со всеми вытекающими из них последствиями и
довести каждый до его логического завершения. Его мозг удерживает
поливариантность с её плюсами и минусами. В зависимости от поставленной задачи
выбирается то или иное решение.
Есть ли необходимость в том, чтобы каждый человек стал хорошим аналитиком? Наука
мышления не является наукой по развитию аналитических способностей, хотя и
включает в себя элементы анализа. Наука мышления - это прежде всего развитие
однонаправленного мышления и способности концентрироваться. Ей нужно обучать с
детства, с пелёнок, с того момента, как мы начинаем говорить.
Фактически, по своей сути, так широко рекламируемые национальные проекты
являются инновационными и подход к их реализации должен быть соответствующим.
Лучший учитель потому и лучший, что он в своей работе использует что-то новое,
изюминку, позволяющую более качественно донести до учеников материал. Каждый
учитель, на уроки к которому ученики идут с желанием, заслуживает получить грант,
так как он несёт детям радость от познания нового. Можно сказать, что именно
такой учитель смог достигнуть определённой ступени познания Науки мышления и
обладает способностью передавать это ученикам.
Перечень же мероприятий, заявленных в национальных проектах, не является
комплексным и, по сути, не решает поставленных задач.
Предлагаемый проект «Национальный космический парк» можно рассматривать не
только как проект сам по себе, а как способ концептуального,
духовно-нравственного оздоровления России. Заложенная в основу проекта идеология
Науки мышления может быть с успехом применена и в других программах, что
позволяет, в том числе, объединить в единую систему национальные проекты
образования, медицины и так далее. Мы хотим, чтобы за процессом реформирования
системы образования не потерялся конкретный молодой человек, чтобы подрастающее
поколение не превратилось в биороботов, разбирающихся только в компьютерной
технике и мыслящих категориями «кока-колы» и «хот-дога».
Безусловные достижения российского народа, основанные на таких качествах, как
самопожертвование, беззаветная преданность Родине и делу, коллективизм,
Нравственность и Духовность должны стать ориентиром в отличие от, зачастую
тенденциозной, информации, подаваемой с Запада.
И для этого имеются реальные предпосылки. Выбор в качестве ориентира проекта
именно космонавтики обусловлен рядом важных причин:
В системе подготовки космонавтов используются самые передовые достижения науки и
техники, включающие в себя необходимость глубочайшего изучения математики,
физики, химии, астрономии, компьютерных технологий, что, безусловно,
преподнесённое как необходимость подготовки к космическому полёту повысит
интерес со стороны детей, позволит выявить таланты и повысить их стимул к
творчеству;
Профессия космонавта требует также отменного физического здоровья,
психологической устойчивости и общей эрудиции, позволяющей не только выдерживать
колоссальные нагрузки, но и быстро принимать решения в нестандартных ситуациях.
На основе космической медицины возможна диагностика и поддержание здоровья детей
и взрослого населения, реабилитация инвалидов, привлечение их к активному
творческому труду.
Планируется, что «Национальный космический парк» будет представлять собой
триединый комплекс, состоящий из нескольких, взаимосвязанных между собой частей
и включающий музейную, научно-образовательную и развлекательную составляющие.
В удобной и доходчивой игровой форме возможно не только достижение хорошего
качества усвоения учебного материала, но и пробуждение в подрастающем поколении
качеств исследователя.
К настоящему времени «Национальный космический парк» существует уже не как идея,
а в виде конкретных результатов.
С 2002 года в Российском государственном научно-исследовательском испытательном
центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина вот уже в пятый раз проводится
конкурс научно-технических и художественных проектов по космонавтике «Звёздная
эстафета». Название как нельзя лучше определяет основную идею конкурса. Эстафета
– это передача знаний, опыта, традиций от старшего поколения младшему, выявление
наиболее одарённых детей, помощь в развитии их интереса и углубление знаний.
Главной наградой 2003 года для 23-х победителей конкурса стало участие в
молодёжном космическом лагере. МКЛ-2003 – это бесплатное двухнедельное
пребывание в Центре подготовки космонавтов с курсом лекций и практических
занятий в классах и на тренажёрах центра, с памятными встречами с космонавтами.
С 2005 года конкурс дополнился художественной секцией. В апреле 2005 года в
стенах Совета Федерации экспонировалась выставка рисунков художественной секции
конкурса, посвящённая 40-летнему юбилею выхода человека в открытый космос. В
апреле 2006 года в музее Н. К. Рериха открылась выставка работ, посвящённая
45-летию первого полёта человека в космос.
В 2006 году планируется проведение молодёжного космического лагеря на базе
всероссийского детского центра «Орлёнок».
Логическим продолжением конкурса и космического лагеря будет проект «Космический
университет», который будет реализован путём широкого охвата учебных заведений
методами дистанционного обучения, организации творческой работы, выступлений
ведущих учёных, космонавтов, известных писателей и многим другим.
Предполагается, что все учебные программы будут междисциплинарными,
международными и межкультурными. Междисциплинарный подход к образованию позволит
ученикам понять комплексное взаимодействие таких аспектов космической
деятельности, как наука, инженерия, экономика, политика, право. Начинаясь со
средней школы, в дальнейшем обучение будет продолжено в различных гуманитарных и
технических вузах.
Ещё одним направлением, которое должно гармонично вписаться в «Космический
университет» является программа «Уроки из космоса», которая включена ЮНЕСКО в
Список мероприятий Всемирного десятилетия развития культуры. Вот как она оценена
в письме Секретариата ЮНЕСКО от 8.12.95г.: «Проект предусматривает активизацию
интереса учащихся к процессу познания в целом, проявлению интереса к изучению
естественнонаучных и технических дисциплин; развитие нового планетарного
мышления, восприятия природы как единого взаимосвязанного целого; реализацию
принципа: обучение – как средство восприятия; привитие учащимся навыков
исследовательской работы; использование уникальных возможностей космического
полёта для повышения эффективности образовательного процесса; развитие
международного детского сотрудничества для решения проблем общечеловеческого
характера; профессиональную ориентацию школьников».
Полёты в космос – это не романтическое бегство от земных проблем. Наоборот,
космонавты работают на земные нужды и изучают не столько звёзды и небесные тела,
сколько родную планету. Наблюдение извне поверхности Земли дали такие
поразительные и многообразные научные сведения, что они должны быть обязательной
составной частью современных образовательных программ. Космос изменил наше
философское представление о родной планете. Оно заключается в том, что мы, люди,
составляем с ней одно целое. Человеку от Земли не уйти никуда. Окружающая среда
формирует человека биологически и интеллектуально, сама Земля является
источником человечности. И чтобы убедительно говорить об этом, надо дать
учащимся возможность взглянуть на землю из космоса. Картинки в иллюминаторе
космической станции – это не то, что картинки в учебнике. Увидев их, учащиеся (и
школьники, и студенты) по иному смотрят на многие предметы, по иному начинают
относится к природе, людям, самим себе.
Ещё одно уникальное качество Уроков из космоса заключается в том, что в отличие
от аналогичной американской программы, наши были записаны на видеокассеты, в
результате чего они могут быть использованы в любом учебном заведении. Всего
было выпущено 5 уроков: «Мир невесомости», «Свойства жидкости», Электричество и
магнетизм», «Механика», «География. Ожившая карта». Создавался цикл уроков по
экологии.
В настоящее время в рамках предлагаемого комплексного проекта появилась
возможность возродить эту уникальную программу, финансирование которой было
прекращено в начале 2000-х годов.
Некоторые части проекта реализованы «в железе». Так, в одном из городов создан и
с успехом функционирует миникомплекс, включающий в себя аттракционы-тренажёры
«космический корабль» и «вертолёт», компьютерные симуляторы, позволяющие
совершать путешествие на космическую станцию и увидеть Землю в иллюминаторе.
Возможность совершить «космический полёт» от старта до приземления привлекает не
только детей, но и многих взрослых. Аттракционы-тренажёры объединены в один
комплекс и имеют выход на большие демонстрационные экраны, что позволяет
зрителям наблюдать самые интересные моменты.
Отдельно необходимо отметить медицинское направление в работе. Космическая
медицина или, другими словами, медицина здорового человека, в настоящее время
совершенно невостребована. Вместе с тем накоплен огромный опыт по поддержанию
организма человека в постоянной работоспособности. Предлагаемый проект
медико-реабилитационного центра представляет собой целостную систему по
поддержанию организма человека в постоянной гармонии путём использования
лучшего, чего смогла достигнуть классическая медицина и тех методик, которыми на
протяжении всей своей эволюции пользовалось человечество.
Используя имеющиеся наработки на базе одной из школ района Щукино отработана
методика профилактики и контроля за состоянием здоровья детей. С помощью метода
компьютерного психосимантического анализа определялись «горячие», проблемные
точки как личности, так и школьных коллективов, прогнозировалось поведение детей
в экстремальных ситуациях, разбиралась структура конфликтов с рекомендациями по
средствам их упреждения и разрешения.
Мы заинтересованы в том, чтобы в стране появились яркие личности, не столько
выделяющиеся умением говорить о волнующих общество проблемах, сколько умеющие
исследовать вопрос с разных точек зрения, не теряя канвы повествования, глубоко
в него проникающие, четко формулирующие проблемы и отыскивающие верные решения.
Люди обладают разными способностями, поэтому каждый человек, даже после обучения
Науке мышления, будет сосредотачиваться на объекте с той степенью концентрации,
что продиктована его природными данными. Сегодня социум почти не нуждается в
ораторах, лекторах, докладчиках. Но у нашего общества есть необходимость в людях
творческих, трезвых, заинтересованных в развитии всего человечества. Мы должны
строить сильную и крепкую страну, а сильная страна - это прежде всего духовные,
волевые люди, не рассеивающие своего внимания по всем направлениям сразу.
Таким образом подход, использованный в Национальном космическом парке, может
быть с успехом применён и в других проектах самой широкой направленности.
Председатель оргкомитета по реализации проекта
ПОПОВИЧ Марина Лаврентьевна
Координаты для связи:
Тел.: 8(495) 507-25-70; 8(495) 526-38-87
Факс: 8 (496) 517-44-41;
e-mail: ramcona@sipnet.ru
|