Гордина Л. С.

 

 

НООСФЕРНАЯ ЭТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
(Ноо-Конституция)
Что и зачем народам Земли нужно знать о природе
очередного экономического кризиса?

Интервью журналу "МЫСЛЬ" (США)

 

Наш корреспондент взял интервью у Президента Ноосферной Духовно-Экологической Ассамблеи Мира (НДЭАМ, Ассамблея Мира) доктора философии, к.т.н., Заслуженного работника культуры РФ, автора идеи проекта и Генерального организатора международных акций по обсуждению и принятию Ноо-Конституции Гординой Любови Сергеевны

Корр. Любовь Сергеевна, расскажите, пожалуйста, чем вызвано появление проекта Ноосферной этико-экологической Конституции человечества (Ноо-Конституции) на переломе III тысячелетия?

Л.Г. Ответ дается в тексте Ноо-Конституции. В концептуальном комментарии и Преамбуле проекта сказано: «В третьем тысячелетии Человечество вступило в новую фазу своего существования. Научные открытия последних лет способствовали созданию единой картины мира. В жизнь вошли новые термины: глобализация, биополе, биомагнитная ситуация, толерантность, ноосфера» (стр.4).

Там же записано:

- «современное общественно-политическое устройство земного человеческого сообщества не соответствует главной цели сохранения и развития жизни на Земле и может привести к её уничтожению»;

- способности Земли возобновлять ресурсы для жизни и жизнедеятельности не беспредельны;

- планета с технократическим развитием цивилизации, превращается в планетарную свалку вредных отходов;

- человечество опасно (и в первую очередь, для самого себя) игнорирует многообразие живого мира;

- … наше поколение, как любые другие поколения, несёт ответственность перед новыми поколениями за сохранение человечества – носителя Разума на Земле…» (стр. 10 – 11).

Ноо-Конституция не только констатирует и подтверждает выводы науки, но и показывает пути выхода из создавшегося предкатастрофического положения. Научно обоснованный путь к сохранению, устойчивому развитию человечества, организации разумного жизнеустройства на Земле сторонники Ноо-Конституции видят в учении выдающегося российского космиста ХХ века В. И. Вернадского (1863 – 1945) о НООСФЕРЕ – сфере разума человечества, одухотворённого идеей добра и сохранения среды жизни, интеллекта поколений.

« – этот путь, как сказано в Преамбуле к Ноо-Конституции, – построение на Земле единого, объединённого общей целью сохранения и приумножения космически значимой, разумной жизни на нашей планете, человеческого сообщества – НООСФЕРНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, создающей и обеспечивающей гуманное, лишенное коренных противоречий, справедливое жизнеустройство землян на основе достижений разума, научной мысли, ноосферной демократии, экономики и культуры» (стр. 11).

«Ноо-Конституция формирует правовые основы глобальных путей эволюции человечества и биосферы как новой – Ноосферной, геокосмической стадии развития (п. 1.4, стр. 12), «…исходит из принципиальной возможности интеграции наций, народов, народностей, социальных сообществ в единую, космически значимую цивилизацию – Человечество» (п. 20.5. стр.23).

Таким образом, Ноо-Конституция, сформированная на основе данных мировых ученых о НООСФЕРЕ (русские космисты прошлого века, продолжатели их дела современные ученые: В.П.Казначеев, Хосе Аргуэльес, А.И.Субетто, А.К.Адамов и др.), Глобалистики и других учений о человеческом сообществе открывает и законодательно утверждает путь к его спасению от самоуничтожения. Вот почему создание, осмысление и принятие Ноо-Конституции необходимы именно сейчас, когда у землян ещё есть время (всё быстрее сокращающееся) для осознания и предотвращения социально-экологической и экономической катастрофы в собственном Доме Жизни.

Новая наука о Мире – Глобалистика – выражает понимание человечеством неразрывного, взаимообусловленного единства природы и общества. Эта наука вскрывает закономерности динамики, направление и пути развития человечества. На основе взаимосвязей всего, что происходит на Земле и в Космосе, устанавливает жизнеобеспечивающие возможности нашей Планеты и антропогенные пределы нагрузки на её биосферу, экосистемы регионов планеты, общего Дома жизни народов Земли. Ноо-Конституция однозначно констатирует, что «дальнейшее развитие цивилизации может происходить только в согласии с законами природы» (стр.5). Научно доказано: цивилизация Планеты Земля всё больше отступает от пути гармонии с биосферой и ноосферой, что не согласуется с основными закономерностями энергоинформационной голографической матрицы, согласно которой она и должна эволюционировать. Основная задача Ноо-Конституции - попытка показать путь развития цивилизации, как «глобальной резонансной системы в общем космическом плане развития планетарных систем».

Глобалистика на основе выверенных научных данных доказывает, что такое согласие, то есть гармоничное взаимодействие человечества с биосферой Земли, может быть достигнуто лишь при том условии, если пороговая антропогенная нагрузка на биосферу не будет превышать 70 кВт/кв.км. (превышение этой нагрузки на указанную единицу площади способно уничтожить все живое на этой территории), а разница в условиях жизни между богатыми и бедными – индекс социальной дисгармонии развития общества – будет меньше 10 -15. В настоящее время он приближается к 100, а в некоторых странах превышает и это, недопустимое значение. Возрастающая дисгармония потребления народами жизнеобеспечивающих ресурсов планеты грозит уже в ближайшее время их истощением.

Как отмечается в Концептуальном Комментарии к Ноо-Конституции: «Человечество подошло к глубочайшему системному кризису, за которым в ближайшие 30 лет просматривается всеобщая катастрофа. Необходимы срочные меры, чтобы не допустить коллапса цивилизации» (стр. 6).

Корр. Не является ли экономический кризис, охвативший практически все страны планеты началом общего системного кризиса, о котором Вы только что сказали?

Л.Г. Мне трудно ответить на этот вопрос, так как я не являюсь специалистом в области экономики, но я полагаю, что этот кризис в латентной форме начался не в этом году, а гораздо раньше. По-существу, мы давно живем в условиях кризиса, только в отдельные периоды он обостряется до предела и в ход идут всякие хитроумные уловки, чтобы погасить особенно яркие очаги. Возможно, это и приводит к ослаблению напряженности в обществе, но только временно. Через некоторое время кризисы разражаются с новой силой и в репортажах СМИ мы слышим новости с различного рода мировых бирж, которые напоминают сводки с театра военных действий.

Когда я слышу эти сводки, комментарии заумных экономистов, политиков, журналистов, то не перестаю удивляться: когда же все-таки кто-то из них скажет правду и обнажит истинную причину появления кризисов? Сколько можно бороться со следствиями, порождая «суперследствия», но, практически никак не затрагивая сам механизм появления кризиса? Где же тот мальчик (или девочка), который скажет истину: «А король то голый!»?

Известным фактом является то, что в исторической ретроспективе имеется решение и даже эксперимент преодоления экономических кризисов, который гениально описан экономистом-исследователем Маргрет Кеннеди, и, по-видимому, именно сейчас настало то время, когда необходимо обратить на этот опыт самое пристальное внимание. Но, это возможно только при одном условии, если структуры «принимающие решения» (так мы условно обозначаем «сильных мира сего») действительно, а не по законам двойных стандартов хотят изменить ситуацию. Правда, для этого они должны понимать, что теория «золотого миллиарда» не состоятельна и им не удастся «расцвести», похоронив, пять миллиардов землян. Изучение работ М.Кеннеди, а также других специалистов в области глобальной экономики позволило нам сформулировать положение Ноо-Конституции (с.7, п.11), которое звучит так: «Отмена разрушительных экономических отношений, включая земельные, основанных на ростовщичестве, на капиталистическом извлечении денежной прибыли любой ценой». Ростовщичество, вот та основная причина, которая порождает «нереальный» сектор экономики. Именно здесь путем виртуальных манипуляций, не затрачивая той энергии, о которой говорил еще русский ученый Подолинский, утверждавший, что мерой всякого труда должна быть энергия, затраченная на выполнение той или иной работы (в том числе и интеллектуальной), но никак не спекуляции на рынке бумажек, именно это и есть та самая первопричина всех экономических бед человечества. Естественно, что в Ноо-Конституции это положение тоже отражено и сформулировано в статье 113.3.

Корр. Любовь Сергеевна, но это ведь реквием по капитализму?

Л.Г. Далеко не глупые люди уже давно доказали, что будущего у этого «изма» нет. Именно поэтому возникла такая наука как Глобалистика (А.П.Федотов), работы известного ученого доктора философских, технических, экономических наук, автора целой серии публикаций по этой теме А.И. Субетто У меня целая полка его книг, которую я называю «библиотекой знаний имени Субетто». Я не буду называть всем известные работы более ранних авторов: Денниса и Донеллу Медоузов, Сильвио Гезеля, Джона Л.Кинга и других экономистов, но снова обращаю ваше внимание на книгу М.Кеннеди: “Деньги без процентов и инфляции” (Как создать средство обмена, служащее каждому). Автор настолько убедительно показывает абсурдность и пагубность сегодняшней денежной системы, что я, не рискуя сократить цитаты, наряду с доказательными выдержками в тексте рассуждений привожу расширеннные ссылки из этой книги. Пусть простит меня критически настроенный читатель, но я не хочу “открывать велосипед”, поэтому мои ссылки на эту замечательную работу столь пространные.

Подчеркну, что идеи М. Кеннеди не новы. Сильвио Гезель, немецкий экономист и предприниматель, сформулировал их более века назад. Но Маргрит (и это очень важно) квалифицированно рассуждает о денежной системе с позиций современности, совпадающих с изложенными и определёнными в Ноо-Конституции. И, несмотря на то, что некоторые цифры устарели и относятся к концу двадцатого века, я привожу их , поскольку они изменили только свою абсолютную величину, но их относительные показатели остаются практически неизменными и на сегодняшний день.

Корр. Каковы основные принципы функционирования денег по М.Кеннеди?

Л.Г. Главная ценность труда М. Кеннеди в том, что она не только профессионально, в понятной неспециалистам форме анализирует созидательную и разрушительную функцию денег в человеческом сообществе, предлагает обоснованное решение задачи, которую ставит перед человечеством Ноо-Конституция в финансовой сфере: создание такой денежной системы, которая, будучи избавленной от своих коренных недостатков и противоречий, обрела бы истинно организующую, созидательную роль мирового эквивалента ценностей.

М. Кеннеди подробно рассматривает “принцип функционирования денег...”, показывает причины постоянного колебания их обменных курсов. Доходчиво объясняет,”почему деньги не только «движут миром» (money makes the world go round), но вновь и вновь вызывают разрушительные кризисы”. Убедительно доказывает, что “...колоссальные долги стран третьего мира, безработица и загрязнение окружающей среды, производство вооружений (и сами войны и воооружённые конфликты – авт.) “...связаны с механизмом, обеспечивающим обращение денег: проценты и сложные проценты”.

Главную беду, вызывающую разрушительное воздействие денежной системы на жизнедеятельность человечества, М. Кеннеди, так же как авторы Ноо-Конституции, видит в процентном капитале – в том, что деньги из эквивалента и средства обмена результатами труда, интеллекта превратились в сверхтовар рынка капитала, которым можно спекулировать, выдавая ссуды и кредиты под выплату процентов. Социальные цели, жизненные результаты труда и интеллекта поколений подменяются и вытесняются спекуляцией капиталом.

В подтверждение приводятся высказывания видных экономистов и банкиров. В частности, американского специалиста по истории экономики Джона Л. Кинга, который считает, что именно “проценты на ссуду являются... «невидимой машиной разрушения» в, так называемой, свободной рыночной экономике”.

“... деньги, - пишет Кеннеди, - чрезвычайно облегчают обмен товаров и услуг в обществе, основанном на разделении труда, что и делает их одним из наиболее гениальных изобретений человечества.

...деньги делают возможной специализацию и служат таким образом основой нашей цивилизации.

Проблема теперь заключается в том, что деньги служат не только для обмена товаров и услуг.

Они могут и тормозить его, если... накапливаются у тех, у кого денег больше, чем им нужно и не поступают в обращение.

Таким образом, создаётся своеобразный частный «таможенный пункт», на котором те, у кого денег меньше, чем им необходимо, платят пошлину тем, у кого их больше, чем им требуется".

Маргрит Кеннеди не просто утверждает, а на примерах, с цифровыми и графическими выкладками, доказывает это, сравнивая роль процентного (ростовщического) капитала и новых ростовщиков с раковой опухолью в живых организмах, рост которой убивает и больной организм, и “гостя” – саму опухоль.

“...проблемы в области денежной системы, – пишет Кеннеди, - накапливаются в последние годы во всём мире с огромной быстротой...

В наше время каждый знает, что страны третьего мира никогда не смогут расплатиться с долгами, что положение беднейших слоёв населения в высокоразвитых странах мира постоянно ухудшается, а борьба со следствиями только ухудшает положение”.

Фактически нашу современную денежную систему... – как бы подводит итог автор, - можно назвать беззаконной для всех наций.

Корр. Вы можете на конкретнях примерах показать как это происходит? Есть ли такие расчеты у М.Кеннеди?

Л.Г. М. Кеннеди считает, что заменить современный разрушительный механизм обращения денег, на более разумный, не так сложно, как может показаться на первый взгляд”. Но беда в том, что “...очень немногие чётко представляют себе, как функционируют деньги и каково их прямое или косвенное влияние на нашу жизнь.”

“Мы склонны думать, - пишет автор, - что существует лишь одна разновидность роста, а именно та, которую... знаем по собственному опыту”. Между тем в денежном обращении, как во всём вещном мире, существуют разные виды роста: линейный (или количественный) – известное потребителям простое накопление денежных средств, скажем, путём их зарабатывания (чем больше у нас денег, тем больше мы можем приобрести на них товаров и услуг); качественный - отождествляемый с укреплением (повышением обменного курса) валюты; экспоненциальный (по экспоненте) - рост капитала при ростовщичестве. Автор называет его “показательным”. Он и придаёт системе денежного обращения её разрушительные свойства.

В качестве иллюстраций экспоненциального роста Маргрит приводит классический пример платы, которую потребовал у персидского царя умный математик – изобретатель шахмат. Он попросил положить на первый квадрат шахматного поля одно хлебное зернышко, а на каждый последующий - в два раза больше, чем на предыдущий. На первый взгляд, плата представляется мизерной. Но оказалось, что у царя, соблазнившегося столь “малой” мздой, во всём царстве не хватит зерна, чтобы рассчитаться. Современный школьник на компьютере может подсчитать, что требуемое количество составит 440 мировых урожаев зерновых за год.

Не менее убедительны и другие аналогии, приводимые автором. Одна из них – экспоненциальный рост раковых клеток. “Сначала, - пишет автор, - рост происходит медленно. Из одной клетки развиваются две, из них 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 612 и т.д., то есть темпы роста постоянно ускоряются, и, когда болезнь, наконец, выявлена, она уже на такой стадии роста, когда затормозить её развитие зачастую уже невозможно.

Точно так же ведёт себя и ростовщический, процентный капитал. Привлекая малым процентом выплат за пользование кредитом, он оборачивается для заёмщика долговой кабалой, а нередко и полным разорением. Поскольку проценты долга, подобно зернышкам на шахматной доске или росту раковой опухоли, возрастают по экспоненте (в геометрической прогрессии), то с течением времени они могут во много раз превышать саму заёмную сумму.

“Фактически проценты на кредиты — это рак нашей социальной структуры”, - пишет автор, показывая, сколько времени требуется для удвоения взятой в кредит суммы денег: “...при взимании 3% годовых …понадобится 24 года, при 6% — 12 лет, при 12% — 6 лет.

Даже при 1% проценты и сложные проценты обусловливают экспоненциальную динамику роста с удвоением через, приблизительно, 70 лет...”

Маргрит приводит ещё одну весьма зримую аналогию - расчёт, который наглядно показывает разорительную суть экспоненциального роста процентного долга, неизбежно ведущего к банкротству (долговой смерти) заёмщика: “...если бы кто-нибудь вложил капитал в размере 1 пенни в год Рождества Христова с 4% годовых, то в 1750 году на вырученные деньги он смог бы купить золотой шар весом с Землю.

В 1990 году он имел бы уже эквивалент 8190 таких шаров.

При 5% годовых он смог бы купить такой шар ещё в 1403 году, а в 1990 году покупательная способность денег была бы равна 2200 млрд. шаров из золота весом с Землю. [2]

На основании этого М. Кеннеди приходит к выводу, что “...в длительной перспективе выплата процентов, как математически, так и практически — невозможна...” Что и требовалось доказать, как говорится в математике....

А разве не этот факт доказывает неизбежность разорения слабо развитых стран-заёмщиков? С течением времени они незаметно для себя оказываются в неоплатном долгу перед развитыми странами-заимодавцами, фактически становясь их залоговой, долговой собственностью вместе со своими народами, природными ресурсами и территориями.

Именно это приводило и продолжает приводить к политическому и силовому (военному) переделу мира, сфер влияния. Включая современный терроризм как одно из средств такого передела.

“Ещё одной причиной того, что воздействие процентного механизма на нашу денежную систему трудно для полного понимания, - пишет автор, - является его частичная замаскированность.

Большинство людей считает, что они платят проценты только тогда, когда берут деньги в кредит, и, если уплата процентов нежелательна, достаточно просто не брать деньги в кредит... это не так, потому, что цена каждого товара, который мы оплачиваем, включает в себя процентную часть..."

На “бытовых” примерах М. Кеннеди убедительно доказывает, что: “...в среднем, доля процентов или капитальных затрат составляет для цен на товары и услуги повседневного спроса 50%. Таким образом, при существующей финансовой системе, оказывается, даже если мы не берём денег у ростовщиков в долг, всё равно, так или иначе оплачиваем их проценты как минимум двойным повышением цен на все товары и услуги.

“Третье заблуждение, - пишет автор, - относительно нашей денежной системы может быть сформулировано следующим образом: поскольку каждый должен платить проценты, когда берёт деньги в кредит и покупает товары и услуги, поскольку каждый получает проценты при хранении денег в банке, современная денежная система оказывает на всех одинаковое положительное (или отрицательное) воздействие”.

Маргрит, на примере 10 одинаковых по численности групп населения ФРГ, наглядно показывает, что первые 80% населения больше платят по процентам, чем получают, 10% получают несколько больше, чем платят, а последние 10% получают в два раза больше, чем платят.

Это в совокупности и есть та часть, которую потеряли первые 80% населения.

“Этот факт, превосходно объясняет сущность механизма, может быть, самого важного, позволяющего богатым становиться всё богаче, а бедных делающего всё беднее”, - заключает М. Кеннеди. И неизбежно приходит к неоспоримому выводу: Проценты, как средство обеспечения оборачиваемости денег, являются, в рамках современной денежной системы, средством скрытого перераспределения денег, основывающегося не на трудовом участии... происходит отток денег от тех, кто имеет их меньше, чем ему нужно, к тем, у кого денег больше, чем им нужно.

Это — другая, значительно более хитроумная и эффективная форма эксплуатации, чем та, которую пытался устранить Маркс.

...Распределение «прибавочной стоимости»... происходит в значительной доле — в сфере циркуляции денег”.

Корр. Любовь Сергеевна, расскажите, пожалуйста, что мешает человечеству осознавать угрозы глобализации? Как их упреждать в политике?

Л.Г. Ответ заложен в Преамбуле Ноо-Конституции:

« - все рукотворные беды Человечества, ведущие к угрозе его существования, по-прежнему происходят от нежелания (и в первую очередь со стороны власть имущих) осознавать и учитывать глобальные проблемы и угрозы в безудержной погоне за сиюминутными выгодами и благами – за пресловутой капиталистической прибылью;

- борьба за обладание ресурсами остаётся главным источником военной напряженности в мире, корнем зла, разрушающего человечество как цивилизацию;

- обладание оружием порождает политическую и социальную безответственность, насилие плодит насилие…» (стр. 10 – 11).

Причины нежелания понимать, осознавать угрозы миру и, главное, действовать так, чтобы их предотвращать, кроются в преобладающем социальном строе, порождающем иллюзию благополучия, – в капитализме, когда стратегию использования ресурсов Земного дома определяют выгоды, прибыль человека экономического во власти, а не институты человека разумного (Homo sapiens institutions), научных знаний граждан общества, открывающих законы природы и жизни в ней, накапливающих знания, опыт жизни поколений народов государств человечества в различных условиях регионов биосферы планеты. Одно из определяющих противоречий современного человеческого сообщества в том, что наука всё полнее открывая единую картину Мира, шагнула далеко за пределы 21-го века, а социально-политическая и экономическая организация (институты жизнеустройства) человечества всё ещё находятся на уровне века 19-го, времён зарождения капитализма. Аристотель говорил о человеке как политическом животном (Homo institutius), Адам Смит – о животном экономическом (Homo economicus). Человек экономический во власти мирового и местного капитала несет угрозы, риски глобализма, навязывая и определяя в регионах планеты экологически и экономически слепое, потому тупиковое развитие цивилизации.

Разумеется, современный капитализм отличается от капитализма времён золотой лихорадки в США. За последний век внешне он значительно изменился, обрел некие «человеческие» черты – законы, провозглашающие приоритеты прав человека, общечеловеческие ценности, демократические свободы, соответствующие институты власти, но – защищающие власть капитала. Главной сущностью субъектов власти капитала, как бы они ни подкрашивали своё «либерально-демократическое» лицо, остаётся капиталистическая прибыль – власть денег над властью институтов общества; эксплуататорский способ частного присвоения прибавочной стоимости, создаваемой из природных ресурсов интеллектуальным потенциалом поколений народов планеты.

Подтвердим выводы фактами качества нашей жизни в биосфере. Рост экологических угроз народонаселению в регионах жизнеустройства государств выражается тем, что за прошлый век добыча и переработка вещества на каждого жителя планеты увеличилась на порядок (с 5 до 50 тонн), из него лишь около 0,5-1% применяется с пользой, остальное загрязняет биосферу Земли. Сохранность естественных экосистем национальных территорий составляет: Канада и Россия – по 65%, Китай – 20%, Индонезия – 7%, США – 5%, Европа – 4%, Индия – 1%, Япония – 0%1. Экологи-эксперты ООН бьют тревогу: скорость использования ресурсов биосферы Земли в последние 20 лет «поставила человечество на грань выживания», на одного человека используется на треть больше ресурсов, чем может дать планета2. Декларация Министров Европейской экономической комиссии ООН отмечает, что в регионе ЕЭК более 100 миллионов человек не имеют доступа к безопасной питьевой воде и надлежащим системам канализации3.

Миром, человеческим сообществом планеты Земля управляет не оно само, не человек разумный, а – капитал человека во власти. Капитал подчиняет себе разум человека, порождая постоянно растущую жажду наживы, делая бездумного потребителя рабом денег или владельца капитала. Превращает демократические институты общества и свободы граждан в их прямую противоположность, в конечном итоге Человек экономический планеты (Homo economicus) диктует свою коммерческую волю и навязывает свои узкопотребительские интересы, цели поколениям народов всего человечества – Homo sapiens institutions. Это основной глобальный парадокс развития современной техногенной цивилизации, главная причина критического нарастания угроз, рисков, вызовов человечеству.

Философия, психология, этика Человека-потребителя разделила народы и государства человечества на Развитые (так называемый «золотой миллиард»), развивающиеся (две четверти планеты) и наименее развитые – бедные. Капиталлократический сценарий глобализации (не путать с наукой Глобалистика) позволяет его идеологам и лидерам богатеть за счет критического «порабощения» человечества и истощения ресурсов Земли.

О какой свободе и демократии при капитализме может идти речь, если без денег человек превращается в ничто, в абсолютный ноль, а власть – любую властную должность от клерка до президента – можно купить. И не только – власть. А покупки спортсменов, продажа женщин, детей? Фактически это новая форма работорговли. Похоже, субъекты власти капитала считают, что можно купить-продать, «заказать» практически любого человека и любые мозги. Его ум, душу, тело… Его дом, родную землю, страну, планету – среду жизни Человечества. Если не впрямую, то путём денежных, кредитных экспансий загнать более бедные страны и народы в долговую кабалу богатых и поэтому более сильных стран. А если не за деньги, то созданной на них вооружённой силой. Сила власти капитала лидеров экономоцентристкой глобализации соединяется с властью силы, милитаризуя жизнь народов Земли.

Именно поэтому народам планеты необходимо выработать и принять единую, стратегически разумную - ноосферную – Конституцию, ее наиболее актуальную часть – этико-экологический кодекс, который и предлагается.

Капитализм, как справедливо пишет в своей книге «Свидетель эпохи» А. В. Мальчуков (Изд. «РИТА» 2006 г.) «это ежеминутная, ежесекундная борьба каждого с каждым». Борьба за выживание на капиталистическом рынке жизни, где сама жизнь человечества ничто перед денежной прибылью «счастливчиков» власти капитала.

Именно капитализм превратил деньги из меры труда и интеллекта в ростовщический инструмент закабаления человека, народов, человечества.

Корр. А Вам известны опыты в истории той или иной страны по искоренению ростовщичества?

Л.Г. Я люблю повторять, что все новое, это хорошо забытое старое. Давайте попытаемся вместе вспомнить такие эксперименты с “капитализмом”. Известно, что подобные попытки были еще во времена средневековья.

К примеру, с XII по XV век, в Европе в ходу были деньги, которые называли брактеатами.

Они выпускались городами, епископствами и отдельными феодалами... служили не только для обмена товаров и услуг, но и являлись средством взимания налогов.

Тонкие золотые или серебряные деньги «обесценивались» один раз в год, то есть, изымались из обращения и заменялись вновь отчеканенными... они девальвировались на 25%, эта часть удерживалась в качестве «сбора за чеканку» или «налога на чеканку».

Никто, естественно, не был заинтересован в обладании такими деньгами... они вкладывались в мебель, добротные дома, произведения искусства и всё то, что имело стабильную или даже увеличивающуюся со временем стоимость...”

Поскольку такие “хрупкие”, как их называют исследователи того времени, деньги накапливать было практически невозможно, владельцы вкладывали их в создание реальных, вещных богатств. Именно в ту эпоху в Европе, как отмечает Кеннеди, “...возникли многие прекрасные произведения религиозного и мирского искусства и архитектуры...”

То время справедливо считается одним из периодов взлёта европейской культуры. Более того, для средневековой Европы оно было временем военного затишья. Войны, как отмечают историки, “...между различными политическими сферами влияния не велись”.

Мир однако был хрупким, как сами эти деньги. Процентный капитал, ростовщические устремления возобладали. В конце XV века – как отмечает Кеннеди, - был введён, так называемый, «вечный пфенниг», то есть, деньги, которые не обесценивались.

Снова стали взиматься проценты, и в руках всё меньшего количества людей сосредоточивались всё большие богатства, со всеми вытекающими отсюда социальными и экономическими проблемами.

О них мы уже знаем: Веймарская республика, возврат к золотому стандарту, кредитные долги, приход к власти Гитлера, вторая мировая война, сразу на нею – необъявленная третья, инструментом которой стали уже не только и не столько пушки и бомбы, сколько сама сфера (система) денежного обращения. Последствия этой (экономически-денежной и идеологической) войны в отношении Советского Союза, социалистического и всего мирового сообщества известны. Но она направлена не только против стран, рискнувших встать на отличный от капитализма путь социального развития. Опять же ссылаясь на книгу Маргрит Кеннеди, цитирую: “Если война означает голод, смерть, социальную и человеческую нищету, то «третья мировая война»... не была объявлена официально. Это война, оружие которой — ростовщические проценты, манипуляция ценами, нечестные условия сделок”.

Это война, которая загоняет людей в безработицу, болезни и преступность.

В отличие от развитых стран, которые в целом на системе выигрывают, слаборазвитые страны несут убытки.

М.Кеннеди отмечает: “Ежедневно мы получаем 200 миллионов долларов по процентам из стран третьего мира; это в два раза больше, чем «помощь», которую им предоставляем.

В 1986 г. около третьей части общей задолженности стран третьего мира в 1 000 миллиардов долларов пошло на покрытие процентов по ранее полученным кредитам.

Нет никакой надежды на то, что развивающиеся страны смогут выйти из ситуации без большого кризиса или глубоких политических потрясений”.

Корр. Любовь Сергеевна, как Вы считаете: влияет ли такая ситуация в денежной политике на другие стороны жизни человечества?

Л.Г. Можно обратиться к выдержкам из отчёта Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию под заголовком «Наше общее будущее», в котором подтверждается связь кризисных явлений в экономике с экологическим состоянием населения регионов планеты:

«Экология и экономика всё более переплетаются на местном, региональном, национальном и глобальном уровне в единую причинно-следственную систему...

Долги, которые невозможно выплатить, заставляют африканские страны, чьи экспортные поступления зависят от продажи сырья, хищнически использовать очень подверженные эрозии земельные угодья, которые превращаются в пустыни. (Подобное происходит и в сегодняшней России – Л.Г.)

Основы экономики в других развивающихся регионах мира подвержены тем же болезням, как вследствие принятия ошибочных решений на местном уровне, так и в результате функционирования механизма международной экономической системы.

Вследствие «латиноамериканского долгового кризиса» природные богатства этого региона используются не в целях его развития, а для погашения обязательств перед иностранными кредиторами.

Такой подход к проблеме задолженности недальновиден с точки зрения экономики, политики и экологии”.

Не менее опасны для человечества потрясения в сфере разрастающегося мирового терроризма, в так называемых локальных военных конфликтах. Организуемые денежными воротилами развитых стран с целью извлечения дополнительных прибылей и овладения ресурсами развивающихся третьих стран, они грозят охватить весь Мир. Их причина и главная действующая пружина, как доказано выше, – всё тот же процентный капитал. Над Миром, который становится всё более хрупким, нависает реальная угроза перерастания локальных потрясений в открытую, “горячую” мировую войну, способную уничтожить человечество.

И опять М. Кеннеди доказывает эту мысль фактами:

“С 1980 года прибыль от спекуляции деньгами в мировом масштабе более чем удвоилась.

В одном лишь Нью-Йорке ежедневная сумма обмена валюты увеличилась с 1980 по 1986 год с 18 до 50 млрд. долларов.

По оценкам Международного банка реконструкции и развития, сумма денежных операций в мировом масштабе в 15-20 раз превышает ту сумму, которая практически необходима для ведения торговли, т.е. для товарообмена”.

Таким образом, большинство денежных масс, будучи запущенными в процентный оборот, служит не производству и обмену товаров, а воспроизводству самих себя. По образному выражению дельцов денежного рынка, “деньги делают деньги”, не производя и не способствуя производству никаких товаро-материальных, тем более духовных ценностей, и служат лишь неправомерному, нетрудовому обогащению ростовщиков и сверхбогачей-рантье, живущих на проценты от постоянно (и без всяких усилий с их стороны) растущих капиталов.

А вот еще несколько примеров несправедливого перераспределения денежных средств, обусловленного самой системой их обращения.

Сегодня более третьей части каждого доллара, марки, кроны, евро и т.д. попадает в карманы капиталовладельцев ... проценты на деньги... ежедневно переводят 1 100 миллионов марок от тех, кто работает, к тем, кто владеет капиталом...

Самый богатый человек мира, султан Брунея, состояние которого оценивается в 25 млрд. долларов, каждый час получает доходы по процентам и дивидендам в размере четверти миллиона долларов.

Такие фирмы, как «Сименс», «Даймлер-Бенц» и «Крупп», немецкая пресса называет банками с производственными фасадами, так как они получают значительно больше от денежных состояний, чем от производства”.

Как мы уже отмечали, Маргрит Кеннеди, естественно, по времени написания своего труда, приводит данные теперь уже прошлого 20-го столетия. Но и в новом, 21-м веке, с самого его начала, процентный капитал не только не замедлил, а продолжает наращивать темпы и объёмы своих ростовщических прибылей, тем самым всё ускоряя расслоение человечества на сверхбогатых, богатых и бедных, увеличивая количество последних.

Надо ли доказывать безнравственность таких накоплений на фоне нищеты и голодания более чем 2/3 населения земного шара в слабо развитых государствах-должниках? Вспышка аграрной инфляции (агфляция) в 2008 г. – это тоже результат спекуляций сильных мире сего. Но агфляция в скудеющих продовольствием регионах показывает глобально новую проблему человечества: закон убывающего плодородия (закон Мальтуса) оборачивается убывающим воспроизводством поколений – депопуляцией народонаселения в жизнедефицитных регионах Земли.

А здесь уже речь не только о нравственной стороне процентного капитала, а об опасности для сохранения планетарной жизнеспособности человечества институтов власти капитала. Деньги – это власть капитала и капитал власти, который снимают лидеры мирового рынка со всего человечества, разушая естественные основы его жизни.

Хотя, ни английская королева, ни такие фирмы, как «Сименс», «Даймлер-Бенц» или «Дженерал Моторс», официально не обладают функциями власти, их денежная собственность, фактически имеет полномочия неофициальной власти.

Добавим: власти, которая подчиняет себе и подменяет выборную власть, превращая её в послушную содержанку субъектов капитала. Что и подтверждает М. Кеннеди:

“Скандалы с выплатами ведущими фирмами средств политическим партиям в Западной Германии, США и других странах Запада показывают, что все демократии находятся в опасности, если описанный механизм перераспределения денег и дальше будет действовать свободно."

Хотя нам хотелось бы думать, что мы живём при демократии, со временем окажется, что это, в лучшем случае, олигархия, (что и происходит, например, в современной России), а в худшем случае фашистский режим, так как деньги в руках всё меньшего числа людей не могут контролироваться политически...

А это значит, что и реальная власть будет всё более сосредотачиваться (что и происходит в мире) в руках обладателей спекулятивного капитала, заинтересованных не в развитии производительных сил человечества, не в рациональном использовании и сбережении ресурсного потенциала Планеты, а в во всё более ужесточённой их эксплуатации с целью увеличения процентных, ростовщических прибылей.

Корр. Являются ли неизбежным сопровождением ростовщичества инфляционные процессы?

Л.Г. Во имя этих прибылей обладатели самого крупного спекулятивного капитала на протяжении всей истории человечества, делали, продолжают и будут делать всё, чтобы помешать искоренению заблуждений большинства людей относительно пагубности ростовщической денежной системы и тем самым не допустить её реформирования. В частности, доказывая неизбежность инфляционных процессов в экономике.

Необходимо констатировать, что Маргрит Кеннеди развенчивает и это почти поголовное заблуждение, вскрывая истинные причины и механизм одного из самых болезненных для экономики и потребителей явления – инфляции.

В непрерывном росте инфляции Кеннеди справедливо видит общемировую тенденцию, рождаемую всё тем же ростовщичеством: “...долги и проценты по кредитам в народном хозяйстве растут быстрее, чем доходы, что, рано или поздно, должно привести к коллапсу, даже в высокоразвитых странах.

В доказательство она приводит статистику по бывшей и якобы процветавшей ФРГ. “В то время, как федеральные доходы, валовой национальный продукт, а также заработная плата выросли с 1968 по 1982 год «только» в 3 раза (300%), процентное бремя выросло более чем в 11 раз (1160%).

Ещё доказательнее цифры, в ссылках Кеннеди на исследования специалиста по истории экономики Джон Л. Кинга, который в письме к ней от 8 января 1988 года “проводит параллель между инфляцией и выплатой процентов для «кредитного мыльного пузыря США”: «... 9 триллионов долларов внутреннего долга США дают, при 10%, 900 миллиардов долларов, оплачиваемых за счёт повышения цен, что точно соответствует 4%-ному повышению цен, которое «эксперты» называют инфляцией”.

Названные Кингом 900 миллиардов долларов, за небольшими издержками, были переложены из карманов потребителей в денежные мешки торговцев и финансовых воротил, торгующих деньгами. Однако в инфляции прямо и непосредственно заинтересованы не только воротилы денежного рынка, которые извлекают из неё собственную прибыль, но и правительства капиталистических стран.

Корр. Может ли в этих условиях спасти печатный денежный станок ?

Л.Г. В денежном рынке по справедливому утверждению М. Кеннеди “...инфляция действует, как другая форма налогообложения, применяя которую, правительство (любой из стран – Л.Г.) имеет возможность справляться с самыми сложными проблемами растущей задолженности... разрешая эмиссионным банкам печатать деньги...”

Следует отметить, что к услугам печатного станка прибегают правительства практически всех стран мира. И это ещё раз доказывает, что инфляция не непременный спутник экономики, а следствие разрыва между национальным доходом и задолженностью, рождаемого процентным капиталом. Следствие сознательно подогреваемого кредиторами желания населения жить не по средствам, в долг.

Банки, находящиеся в собственности денежных воротил, охотно предоставляют населению кредиты на всё, что нужно человеку для жизни, создавая у людей иллюзию благополучия: “Могу купить всё, что хочу... И не откладывая в долгий ящик...”

Но тут-то и проявляется оборотная сторона процентных кредитов. Подогретый таким образом спрос опережает предложение. Товары дорожают. Деньги обесцениваются. Заёмщики, не в состоянии расплатиться по процентным долгам, разоряются. На распродаже их имущества, наряду с банками, жиреют всякого рода посреднические фирмы. Благополучие в кредит лопается, действительно, как мыльный пузырь.

“За последние 33 года, - подтверждает Кеннеди, - частная и общественная задолженность выросла в США на 1000%, при этом, большая часть приходится на частных заёмщиков.

Правительство использовало все средства, чтобы постоянно подстёгивать этот рост: гарантии при размещении процентов, дотирование ипотечных ставок, низкие первые взносы при покупке недвижимости и товаров народного потребления, облегчение условий при предоставлении кредитов, преимущества в налогообложении, вторичные рынки, страхование платежей и т.д...”

М. Кеннеди раскрывает ещё один “секрет” ростовщических процентных операций, который и способствует укреплению названных выше заблуждений в умах граждан: “Вследствие быстрого экономического роста, следующего за экспоненциальным ростом денег, социальные последствия, некоторое время остаются незаметными”.

Именно это и произошло в США с современным ипотечным кризисом. Он неизбежно разразился со всеми вытекающими последствиями для большинства заёмщиков.

Подобное происходит и с российским кораблём, волею его новоявленных “капитанов” взявшим курс на капитализм – в так называемый свободный рынок, на котором деньги из средства обмена тотчас превратились в товар для биржевых спекуляций, а процентный капитал, раскинув по всей стране свои ловушки с якобы почти бесплатным для заёмщика “сыром”, породил массовый ажиотаж потребления в долг. Жилье – в кредит, машины – в кредит, бытовая техника – в кредит... Всё – в кредит... Покупай – не хочу.

Наглядный рост “благополучия” населения зримее всего виден в количестве машин, наводнивших улицы городов. В Москве, в Санкт-Петербурге, в областных центрах – многокилометровые автомобильные пробки – явление напрочь незнакомое населению в советские времена. Но если бы проблема только в этом! Кто подсчитал, сколько разорившихся должников, сломанных жизней и разбитых судеб уже кроется за этой кредитной эйфорией. Заёмщики, не способные раплатиться по процентным долгам, вынуждены скрываться от банков. Суды завалены исками банкиров. Появилась необходимость принятия закона о банкротстве так называемых физичиеских лиц, то есть граждан-заёмщиков. Судебные приставы законодательно получили право вламываться в квартиры несостоятельных заёмщиков в отсутствие хозяев, конфисковать в пользу кредиторов имущество и даже само жильё должников. Банки повышают процентные ставки, чтобы компенсировать убытки от невозврата кредитов и избежать разорения, торговцы ввиду растущего спроса взвинчивают цены. Правительство не в силах справиться с инфляцией, да и не очень-то заинтересовано бороться с нею, поскольку бюджет так или иначе получает от инфляции свои проценты. Говоря словами М. Кеннеди, “порочный круг” замыкается. Разорвать его может только финансовый кризис, который обычно кончается дефолтом и ещё большим, новым ограблением беднейшей части населения.

Но и последствия дефолтов меркнут в сравнении с бедствиями, приносимыми межгосударственными и мировыми военными конфликтами, тайной пружиной которых остаётся всё тот же процентный капитал.

Корр. Как на Ваш взгляд развитие мировых финансовых кризисов связано с военными конфликтами?

Л.Г. Сильвио Гезель, на выводы которого ссылается М. Кеннеди, опираясь на исследования пагубных свойств существующей мировой системы денежного обращения, в своё время, сразу после завершения проигранной царской Россией 1-й мировой войны, ещё в 1918 году, писал издателю берлинской газеты “Цайтунг ам миттаг”:

«Несмотря на то, что народы дают священную клятву заклеймить войну на все времена, несмотря на призыв миллионов: «Нет войне!», вопреки всем надеждам на лучшее будущее, я должен сказать: если нынешняя денежная система сохранит процентное хозяйство, то я решусь утверждать уже сегодня, что не пройдёт и 25 лет, и мы будем стоять перед лицом новой, ещё более разрушительной войны.

Я вижу развитие событий. Сегодняшний уровень техники позволит экономике быстро достигнуть наивысшей производительности. Несмотря на значительные потери в войне, будет происходить быстрое образование капиталов, которые, вследствие избыточности предложения, снизят проценты.

Тогда деньги будут изъяты из обращения. Это приведёт к сокращению промышленного производства, на улицу будут выброшены армии безработных...

В недовольных массах пробудятся дикие, революционные настроения, снова пробьются ядовитые ростки сверхнационализма. Ни одна страна не сможет больше понять другую, и финалом может стать только война».

Именно так, по свидетельству М. Кеннеди, и произошло тогда в послевоенной Германии:

«В Веймарской республике (1924-1933), в особенности после гиперинфляции 1923 г., в 1924 г. была введена рейхсмарка, что означало возврат к золотому стандарту.

После «чёрной пятницы» 1929 года и начавшимся после этого экономическим кризисом, Рейхсбанк был вынужден возвратить часть своего золотого резерва, взятого в кредит в США.

Поскольку после этого находившаяся в обороте денежная масса не могла более обеспечиваться золотом в необходимом размере, бывший в то время президентом Рейхсбанка Шахт начал постепенно сокращать объём находившихся в обороте денег.

Последовавший за этим дефицит денег привёл к повышению процентных ставок, за чем последовало уменьшение капиталовложений со стороны предпринимателей, банкротство фирм, рост безработицы, возникла хорошая питательная среда для радикализма, что, в конце концов, привело Гитлера к власти.

Таким образом, - заключает М. Кеннеди, - денежная политика стала предпосылкой победы нацистов”.

Как видим, коммерсант, и экономист Гезель оказался прав. Его прогноз осуществился не только в принципе, но и во времени. Вторая мировая война началась ровно 25 лет спустя, после начала первой – в 1939 году. И развязала её гитлеровская Германия, нацистский режим в которой был порожден и ростовщическим капиталом США.

Терроризм выгоден капиталу. Ибо позволяет ему держать народы в страхе, разыгрывая роль спасителя человечества. И таким образом получать и приумножать прибыли на крови.

Это неизбежно ведёт к коллапсу не только экономики, но и самой разумной жизни на Планете. Вот почему авторы Ноо-Конституции Человечества, основываясь на исследованиях объективно мыслящих учёных, одним из решающих условий его глобального объединения и спасения от самоуничтожения принципиально и однозначно ставят реформирование мировой денежной (финансовой) системы, искоренение биржевой спекуляции деньгами. “...Деньги не являются товаром. Игра на разнитце курсов валют зарещается”. (п. 113.3, стр. 78).

Существующая политическая система – капитализм и тщательно охраняемая им власть капитала, дающая богатому возможность жить за счёт бедных, а бедным призрачную надежду на обогащение, и есть те препятствия, что не позволяют человечеству осознать необходимость разумных перемен. Тем более осуществить их – сбросить бремя спекулятивного денежного обращения. Для этого нужно сменить цели институтов мироустройства, обслуживающих власть капитала и формировать власть институтов разума Человечества – ноократию граждан планеты.

Снова обратимся к М. Кеннеди и ее сторонникам.

“В прошлом, - пишет автор,- сходный с ростом раковых клеток прирост денег и, таким образом, власти в руках всё меньшей группы людей «разрешался» путём общественных революций, войн или экономических катастроф.

Сегодня такие решения уже неприемлемы.

С одной стороны, наличие потенциала многократного глобального разрушения делает неприемлемым насильственное решение, с другой стороны, все страны находятся в невиданной ранее экономической зависимости друг от друга”.

М Кеннеди приходит к неоспоримому выводу: Мы просто вынуждены найти новое решение, если хотим выжить и избежать войн, социальных революций и экономических крахов.

Корр. Этот вывод М.Кеннеди совпадает с Вашими предложениями по изменению жизнедеятельности человечества?

Л.Г. Приведенные выше рассуждения, по-моему, позволяют сделать вывод, что осознать необходимость объединения человечества Земли на иной, отличной от существующей ныне экономической системе не позволяет капитализм – лидер и идеолог глобализации жизни народов, - и в первую очередь созданная, насаждаемая и защищаемая им ростовщическая система планетарного обращения денег. Её реформа (первый шаг - отмена ростовщичества), не считая прочих факторов, может дать человечеству, не только возможность избежать мирового экономического кризиса в будущем, но и практически почти немедленно привести к положительным социально-экономическим результатам. К ним относятся: “прекращение инфляции и вызываемого действием процентов перераспределения доходов; снижение уровня безработицы; обеспечение большей социальной справедливости; снижение на 30-50% цен на товары и услуги”. А в дальнейшем привести к возникновению "стабильной, качественно ориентированной экономики”.

Именно реформирование этой сферы жизнеустройства человечества и обосновывает Ноо-Конституция в статье 113 “Всеобщая финансовая система и финансовые организации” (стр. 78).

Корр. Как можно практически без глобальных потрясений осуществить такую реформу?

Л.Г. Давайте рассмотрим в чём же суть реформы и как её осуществить?

Сильвио Гезель, на исследования которого опирается Маргрит Кеннеди, в своё время предлагал в рамках существующей денежной системы заменить банковские проценты “платой за пользование” деньгами, а сами деньги, освобождённые от ростовщических процентов – “свободными деньгами”. Выдвинутая им идея «естественного экономического порядка», предполагала, что берущий деньги в кредит вместо банковского процента должен вносить небольшую плату за их изъятие из оборота, по аналогии с тем, как платит пользователь железнодорожного товарного вагона за его простой:

“Каждый пользователь отчисляет небольшую «плату за постановку (денег – прим. Л.Г.) на стоянку», если задерживает деньги дольше, чем это необходимо в целях обмена”.

Неискушённый читатель непременно спросит: “А в чём, собственно разница”? Чем такая плата будет отличаться от процентной кредитной ставки?”

Разница в том, что выдача денег по идее Гезеля становилась не частной, а государственной услугой, и плата за пользование ими, вместо банковского процента, идущего банкиру-ростовщику, поступала в казну и должна приносить, говоря его словами, “на пользу не отдельным индивидуумам, а всем” .

“Плату, - как считал Гезель, - следовало бы снова пускать в денежный оборот для поддержания равновесия между объёмом денежного обращения и объёмом экономической активности...”

М. Кеннеди, опираясь на эксперименты, подробно раскрывает технический аспект такой денежной реформы.

“В 30-х годах нашего столетия, - пишет она, - последователи теории Гезеля, теории свободной экономики, провели с беспроцентными деньгами несколько экспериментов, доказавших правильность этой мысли.

В Австрии, Франции, Германии, Испании, Швейцарии и США предпринимались попытки внедрения свободных денег для устранения безработицы. Наиболее успешным оказался эксперимент в австрийском городе Вёргль.

В Вёргле... идея денежной реформы овладела умами в 1932-1933 гг.

Бургомистр города убедил коммерсантов и управленческий персонал в том, что никто ничего не потеряет, а наоборот, много приобретёт... Горожане выразили согласие, магистрат выпустил 5000 «свободных» (т.е. беспроцентных) шиллингов, которые были покрыты такой же суммой обычных австрийских шиллингов в банке.

Этими деньгами оплачивались зарплаты и материалы, торговцы и предприниматели принимали их в качестве оплаты.

Плата за пользование...составляла ежемесячно 1%, т.е. 12% в год.

Вноситься она должна была тем, кто имел банкноту в конце месяца. Плата вносилась в форме марки с номиналом 1% от стоимости банкноты...Такая небольшая плата привела к тому, что любой человек, получавший свободные шиллинги в качестве оплаты, старался их как можно быстрее потратить, прежде, чем перейти к оплате своими обычными деньгами.

Жители Вёргля даже свои налоги оплачивали заранее, чтобы избежать внесения платы за пользование деньгами.

В течение года 5000 свободных шиллингов были в обращении 463 раза, было произведено товаров и услуг на сумму около 2 300 000 шиллингов (5000 х 463). Обычный шиллинг за это время был в обращении всего 213 раз.

Именно в то время, когда многие страны Европы вынуждены были бороться с растущей безработицей, уровень безработицы в Вёргле снизился за год на 25%.

Полученная магистратом плата, обеспечившая быстрый переход денег из одних рук в другие, составила всего 12% от 5000 свободных шиллингов — 600 свободных шиллингов.

Они были израсходованы на общественные нужды, а не на обогащение отдельных её членов...”

В итоге за счёт полученных выгод отмечает М. Кеннеди: “В городе был построен мост, улучшено состояние дорог, увеличились капиталовложения в общественные службы...”

Как видим, даже такой, самый очевидный и далеко не масштабный эксперимент, принёс не только экономические, но и социальные общественные выгоды. Однако этот и другие подобные эксперименты постигла вполне предсказуемая, судьба. “Когда более 300 общин в Австрии заинтересовались данной моделью, - пишет Кеннеди, - Национальный банк… усмотрел в этом угрозу своей монополии... вмешался в дела магистрата и запретил печатание свободных местных денег.

В тридцатые годы прошлого столетия вслед за экспериментом в Вёргле, городе всего с 3000 населения, в рамках концепции Гезеля, возникло целое движение «Stampscrip Movement»(«Движения за деньги-марки»).

“...в 1933 году в США, - как пишет Кеннеди, - более 100 общин, в том числе несколько крупных городов, планировали введение денег, которые должны были функционировать аналогично «свободным деньгам» Вёргля.

Министерство труда, министерство внутренних дел и министерство экономики в Вашингтоне занимались этими вопросами, и, хотя никто из них не был против, они не в состоянии были дать необходимое разрешение.

“4 марта 1933 года, - подытоживает она, цитируя одного из исследователей того времени, - президент Рузвельт отдал распоряжение о запрещении выпуска вспомогательной валюты”... Таким образом, движение «За деньги-марки», являвшееся проектом модели, которая, вероятно, действительно привела бы к реформе денег, сошло на нет...”

И дело тут, - как отмечают участники того движения и его современные исследователи, - было отнюдь не в технических трудностях, а в сопротивлении денежных воротил, защищавших и защищающих поныне выгодную для них систему процентного капитала. Они делали и продолжают делать это любой ценой, вплоть до развала государств, рискнувших на подобные эксперименты. Повторяясь вновь скажу, что и требовалось доказать...

Реформаторы современной России, ценой разрушения Советского Союза вернувшие её в русло рыночного процентного капитала, пытаются напрочь вытравить из сознания современников всё положительное, что было в СССР, в том числе и в плане денежного обращения. Между тем, это был эксперимент несравнимо более масштабный и убедительный, чем в Европе и США.

Советская денежная система, обеспеченная золотовалютным запасом державы и её растущими производственными активами, к тому же избавленная от биржевых спекуляций на мировом рынке, была весьма устойчивой, а инфляция достаточно управляемой, пока новоявленные монетаристы, “подточив” изнутри, не вернули её в мировое биржевое русло, в “свободный”, ростовщический рынок валют и ценных бумаг.

В подтверждение нельзя не признать историческую правоту, например, отнюдь не рядового участника того веремени, автора книги “Из истории российского государства и месте в нём эстонского народа” (Издательство “РИТА” 2007 г.), А. Соламеса. В главе “Экономическое развитие Советского Союза” он подытоживает объективные достижения первых советских пятилеток: “В короткий срок была ликвидирована безработица (в 1930 году закрылась биржа труда)... Было начато сразу 1500 новостроек, из них – 50 объектов, как наиболее важных, обеспечивались всем необходимым в первую очередь.

Уже в 1928 – 32 годах был достигнут первый значительный успех в индустриализации. Вступил в строй Днепрогес. Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Стиалинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автозаводы. Открылось железнодорожное движение по Турксибу”...

Корр. Тогда почему же провалился этот широкомасштабный эксперимент?

Л.Г. Ответ на этот вопрос тоже можно найти в тексте Ноо-Конституции (стр.10)

- попытка построить социализм (коммунизм) в СССР на основе одной лишь общественной, государственной собственности на землю и средства производства хотя и дала Человечеству по-своему бесценный научный и практический опыт планового ведения хозйства в человеческих сообществах, однако не обеспечила основных прав и свобод человека, необходимых для достойной жизни и устойчивого развития, и окончилась неудачей.

Корр. А какое общество на Ваш взгляд могло бы быть справедливым? Каково Ваше отношение к вопросам собственности?

Л.Г. Учитывая исторический и практический опыт России и человечества, авторы Ноо-Конституции предлагают иной, эволюционный путь “построения на Земле единого, объединённого общей целью сохранения и приумножения космически значимой, разумной жизни на нашей планете, человеческого сообщества – НООСФЕРНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, создающей и обеспечивающей гуманное, лишенное коренных противоречий, справедливое жизнеустройство землян на основе достижений разума, научной мысли, ноосферной демократии, экономики и культуры” (Ноо-Конституция, стр. 11). Мы и наши сторонники относят такое общество к НООКРАТИИ. Это – путь эволюционных, разумных реформ в жизни народов планеты. Реформа планетарной системы обращения денег – одно из ключевых звеньев в цепи реформ. А форма собственности может быть общественно-индивидуальной. Такие эксперименты проводились еще в СССР, и одним из ярких доказательств эффективности такой формы жизнеустройства является экономическая модель, разработанная известным дагестанским новатором Чартаевым в поселке Шукты.

Закончить свое интервью я хотела бы высказыванием одного из самых ярких предсказателей ХХ века Эдгара Кейси, который незадолго до смерти сказал:

-...“спасение мира и его преображение придут из России. Именно Россия должна дать миру совершенно иные духовные измерения, которые захватят коллективное сознание всех народов планеты. Та духовная парадигма, которой Россия давно беременна, кажется, ещё не имеет своего имени. Но это не имеет значения: имя, как правило, дают после рождения младенца, а не до того. Я могу сказать лишь одно: эта новая духовная парадигма будет связана, в основном, с людьми из России. Часть из этих людей мне известна, другая часть — ещё нет, хотя я уверен, что они существуют. Владимир Вернадский, Николай Фёдоров, Евграф Короленко, Владимир Налимов, Александр Чижевский, Данченко, Аверьянов...,— вот лишь часть того клада, который был ... зарыт и который ...следовало бы найти и раскопать! Не будет преувеличением сказать, что от успеха этого предприятия зависит не только спасение России, но и спасение для всего мира. Теперь у вас (России), как единоличных собственников этого пока не выкопанного сокровища, выбор простой: победить или умереть вместе с нами!...”

Корр. Любовь Сергеевна! Вы считаете, что сентенции Ноосферной этико-экологической Конституции человечества теперь могут быть востребованы?

Л.Г. Я давно живу по принципу: «Делай, что должно, и будь, как будет» и не изменяю этому принципу уже много лет.

 

 

1. См.: Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России, с. 25; Экос, 2002, № 2. С. 7.

2. В исследовании участвовало более 150 ведущих ученых из 50 научных центров и 48 крупнейших государств. См. Колокол // Зеленый мир, 2008, № 5 – 6, с. 9.

3. Наведение мостов в будущее // Зеленый мир, 2008, № 5 – 6, с. 10.