Адамов А. К.,
профессор кафедры философии,
доктор медицинских наук

 

НООСФЕРНАЯ ФИЛОСОФИЯ В XXI ВЕКЕ:
ЭВОЛЮЦИЯ ДУХА И МАТЕРИИ

 

В XX в. в мире распространилась неклассическая философия (Фуко М., Делез_Ж., Деррид Ж.), отказавшаяся от классической философии, ее идеалов Истины, Добра и Красоты, от традиционной гносеологии и т.д. [1].

Традиции классической философии сохраняются и продолжают развиваться в ноосферной философии, сущность которой оптимистична. Ноосферная философия разработана на основе учения академика В.И.Вернадского о ноосфере [2].

Яншин А.Л. и Яншина Ф.Т. [3], изучив научное наследие В.И.Вернадского, выявили следующие основные положения его учения о ноосфере: 1) открытие новых источников энергии; 2) доминирование геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере; 3) увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики; 4) преобразование первичной природы земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения; 5) усиление связей, в том числе политических, между все-ми странами; 6) усовершенствование средств связи и обмена между странами; 7) пропаганда равенства людей всех рас и религий; 8) поддержание свободы научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических концепций; создание государством условий для свободной научной мысли; 9) постепенное заселение человеком всей планеты; 10) развитие системы народного образования; создание реальной возможности предупреждения недоедания, голода и нищеты; 11) расширение границ биосферы и выход в космос; 12) предупреждение войн в жизни общества.

Мною к главным положениям учения В.И.Вернадского о ноосфере отнесена сформулированная им мысль о становлении ноосферы на принципах демократии, достижениях научной и рациональной трудовой деятельности. Но В.И.Вернадский не описал, как происходит образование ноосферы.

Из приведенных выше положений следует, что В.И.Вернадский размышлял над двумя главными проблемами: а) строительство ноосферы в разных странах; б) глобализация жизнедеятельности человеческих сообществ.

Выделение ноосферной философии в самостоятельный раздел философии основано на открытии мною предназначения человека на планете Земля и во Вселенной. Человек во Вселенной предназначен законами синергетики для приобретения знаний, организации своей жизни в условиях благоденствия для трудовой обработки существующих естественных объектов и производства новых объектов материи с целью обеспечения своего бытия, развития материи на планете Земля и заселения Космоса по программам, разработанным в соответствии с познанными законами синергетики и изобретенными законами интеллектики, а также для управления эволюцией мироздания [4, 5].

В монографиях по ноосферной философии [4-9] сформулирована новая гипотеза об эволюции материи на планете Земля и доказано, что человечество возникло для развития материи. Материя развивается по синергетическим законам, но недостаточно всеобще в образовании различных форм объектов. Возникновение человека, обладающего способностью изобретать интеллектические законы эволюции материи и осуществлять эволюцию с помощью рукотворного труда, обусловило увеличение качественного разнообразия объектов на планете Земля, а, следовательно и в Космосе, поскольку Земля космический объект.

В ноосферной философии четко разграничены понятия «материя», «объект» и «реальность».

Материя есть философская категория, обобщенно определяющая основу объектов мироздания, которые существуют вне нашего сознания и познаются мыслящим объектом материи - мозгом по их свойствам с помощью чувственного восприятия или созданных человеком инструментов познания.

Материя существует в форме объектов (предметов, вещей).

Объект материи (предмет, вещь) есть компетентное единство комплементных элементов.

Реальность – философское понятие и категория, объединяющая все материальные и духовные (интеллектуальные) феномены.

Движение в ноосферной философии рассматривается как мера энергии и комплементности.

Эволюция немыслящих объектов материи происходит вследствие накопления небольших качественных изменений, которые вызывают большие качественные изменения. Количество переходит в качество только в мышлении – в интеллектическом процессе изобретения нового знания.

Пространство и время, согласно ноосферной философии служат условиями, а не формой существования материи.

В объектах нет внутренних противоречий. Объект как единство противоречий – абсурдное утверждение, не отражающее объективных законов взаимодействия элементов его составляющих. В объекте элементы соединены дополнительностями (комплементами).

В ноосферной философии различают два вида объектов: естественные (натуральные) и ноосферные в которых образуется по три типа объектов материи. К ес-тественным объектам относиться три типа: неживые, живые, живые мыслящие; к ноосферным три типа: живые, неживые и неживые мыслящие.

Эволюция материи в ноосферной философии рассматривается как процесс обусловленный двумя видами законов: а) синергетическими и б) интеллектическими. Синергетические законы есть законы самоорганизации, саморазвития и самоуправления, которые служат атрибутом материи и не зависят от человека. Интеллектические законы изобретаются мыслящим разумом гениальных людей и, следовательно, действие этих законов зависит от людей.

Человечеству, чтобы выполнить свое предназначение во Вселенной законами синергетики предопределено приобретение знаний и умения в рукотворном труде.

В теорию познания ноосферной философией вводится понятие «изобретение знания», то есть изобретение интеллектических законов. Познание, согласно ноосферной философии, осуществляется посредством отражения реальности, изобретения интеллектических законов и труда. Познание законов синергетики и изобретение законов интеллектики обобщаются в понятие «знание», служащее базой для формирования сознания и мировоззрения.

До возникновения человека Вселенная имела три начала: материю, энергию и информацию. После образования человека Вселенную составляют девять начал: материя, энергия, волны, время, пространство, жизнь, дух (сознание), труд и взаимосвязывающая их информация.

Постулаты эволюции материи

Постулат 1. Все неживые (косные), живые и живые мыслящие объекты образовались вследствие эволюционного движения материи по законам синергетики: самоорганизации, самоуправления и саморазвития материи.

Постулат 2. Материя не может существовать без эволюционного движения, постоянного развития ее объектов (Аристотель, Кант И. и Адамов А.К.).

Постулат 3. Пространство и время существуют вечно.

Основные законы эволюции

Ноосферная философия основывается на законах интеллектики, обобщает их действие и взаимодействие с законами синергетики. Всеобщими законами ноосферной философии являются следующие [4-9].

- Материя существует вечно; сознание, духовная и трудовая деятельность образуются на определенной стадии развития материи. Материя образует естественные (синергетические) и ноосферные объекты.

- Синергетические законы могут быть объединены в три группы:

а) синергетические законы, служащие образованию неживых объектов материи;

б) синергетические законы, посредством которых образовались живые объекты материи – живые организмы;

в) синергетические законы, управляющие образованием мыслящего и способного трудиться организма – человека.

- Материя и сознание составляют основу Мироздания. Материя не может развиваться без сознания; сознание – без материи. Мироздание (Вселенная) развивается на взаимодействии девяти начал: материи, энергии, пространства, времени, волн, жизни, сознания, труда и взаимосвязывающей их информации.

- Вектор эволюции материи направлен по восходящей спирали на усложнение ее объектов на каждой стадии под управлением новых законов движения и использования энергии, которые создаются материей при возникновении угрозы остановки ее развития вследствие истощения эволюционного потенциала законов, действовавших в предшествующей стадии.

- На определенной стадии синергетического движения материи ведущее значение в ее развитии приобретает человек.

- Центральное положение человека во Вселенной обусловлено наличием у него атрибута мышления (сознания) и атрибута рукотворного труда. Во Вселенной существует только единственный вид объектов – человек, обладающий способностью познавать, мыслить, формулировать идеи, изобретать законы материи посредством мозга и реализовать их с помощью рукотворного труда.

- Мыслящий организм, способный трудиться, необходим для развития материи (Мироздания) посредством познания законов синергетики и изобретения им интеллектических законов, а также осуществления эволюции природы (материи) трудом его рук по этим законам.

- Человеческий разум посредством духовного и рукотворного труда способен познать все законы движения и эволюции материи.

- Большинство людей обладают способностью приобретать знания законов синергетики, но создавать своим разумом новые знания – законы интеллектики для развития материи могут только ученые и изобретатели.

- Человек наделен возможностями управлять законами синергетики, интеллектики и рукотворным трудом.

- Все объекты материи развиваются под управлением синергетических законов самоорганизации, самоуправления и саморазвития и интеллектических законов. Существует 6 групп законов, управляющих образованием шести основных типов объектов материи: а) неживых объектов; б) живых объектов; в) живых мыслящих объектов – людей; г) ноосферных живых объектов; д) ноосферных неживых объектов и е) ноосферных неживых мыслящих объектов.

- Рукотворный труд человека – обобщенное понятие, объединяющее все виды профессий, в том числе с использованием инструментов, приборов, аппаратов и роботов. Труд предназначен для адаптации человека к различным экологическим условиям, для создания его благоденствия, для развития человека и материи во Вселенной. Существует четыре значения (смысла) труда: а) труд конкретный, б) труд абстрактный, в) труд космический для развития материи и г) труд удовольствия.

- После образования человека, увеличения численности населения до 4-5 млрд., приобретения ими обширных знаний, профессионального умения и создания мощного промышленного потенциала, в дополнении к законам синергетики в развитие материи люди ввели законы интеллектики.

- Чтобы человек выполнял свое предназначение в осуществлении эволюции природы (материи), законами синергетики эта деятельность связана с необходимостью удовлетворять его потребности: а) духовные – в познании законов синергетики и формулировании законов интеллектики; б) материальные – в труде для добывания пищи, одежды, производстве орудий труда, строительстве жилища, транспортных систем, телекоммуникаций и др. посредством которых он обеспечивает свою жизнедеятельность; в) творческие – совершенствование своего профессионализма. Удовлетворяя эти потребности своим трудом, человечество развивает материю, природу и заселяет Космос.

- Движущей силой развития человечества и материи (названной мною хомомобильной силой) являются ученые и изобретатели, организующие работу профессионалов исполнительного труда.

- Производительные силы в ХХ веке состоят из девяти компонентов: а) ученых, изобретателей и новаторов; б) высококвалифицированных и высокообразованных граждан, владеющих всеми видами профессий; в) наукоемких технологий, экологически безопасных заводов и предприятий; г) экологически безопасных орудий труда, станков, механизмов, мыслящих роботов; д) капитала финансового и интеллектуального; е) высокоэффективных информационных систем; ж) работников сферы образования и искусств; з) научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и научных лабораторий; и) интеллектуализированной экономики.

- История развития человечества состояла, состоит и будет состоять в приобретении знаний, создании новых знаний (изобретательстве) и овладении профессиональным умением во множестве специальностей.

- Человечество построило 5-ю оболочку планеты Земля – ноосферу и строит эпоху ноосферы.

- Ноосфера – это пятая оболочка, построенная на планете Земля по идеям разума, в которую входят люди, объекты природы, обработанные людьми, и объекты, созданные по идеям разума и трудом человека. Ноосфера начала создаваться после появления на Земле человека и в настоящее время она продолжает строиться и совершенствоваться.

- Для создания справедливой жизнедеятельности человечество строит эпоху ноосферы.

- Эпоха ноосферы есть система человеческих сообществ в форме ноосферных республик, управляемых народной властью разума, – учеными и новаторами, организующими разумную духовную жизнь, гуманистическую культуру и экономическую деятельность людей, которая в XXII-XXIII вв. завершится, если будет научно обосновано образованием глобальной ноосферной республики.

- С древних времен жизнь, бытие людей организуют выдающиеся личности – ученые и изобретатели по законам интеллектики в соответствии с приобретенными знаниями и сознанием, так как сознание определяет бытие в соответствии с достигнутым уровнем знаний, культуры, экономики и далее, формируя новые общественные отношения, способствует росту экономики, а развитие новых общественных отношений и экономики обуславливает создание гениальными людьми изобретений и открытий, накопление знаний, рост сознания и культуры, образуя более лучшую систему бытия.

- Буржуазная демократия не создает справедливого общества, так как технология выдвижения кандидата на руководящий пост не обеспечивает выдвижения умных людей, стремящихся послужить своему населению. Организация территориальных избирательных округов также не способствует избранию умных людей.

- Капитализм порождает социалистические идеи; социализм (без частной собственности) порождает капитализм.

- Справедливость достигается признанием равноприоритетными интересы личности (индивидуума) и коллектива и возможностью приобретения средств жизни адекватным трудовым затратам.

- Эпоха ноосферы будет состоять из ноосферных республик, которые будут строиться по законам ноосферной демократии (ноодемократическим законам или законам народовластия разума) на базе ноосферной общественно-экономической формации.

- Согласно теории ноосферы – ноосферизму, ноосферная республика с ноосферным открытым гражданским обществом, в отличие от обычно понимаемого открытого гражданского общества, строится на ноосферной демократии и ноо-сферной общественно-экономической формации.

- Основой ноосферных общественных отношений будет служить зарождающаяся ноосферная демократия, главные принципы которой составляют: а) занятие государственных должностей учеными, изобретателями, новаторами; б) научное управление общественной и экономической деятельностью граждан; в) паритетное взаимодействие всех форм собственности; г) обеспечение благоденствия, обязанностей и прав человека.

- Для организации справедливого общества и обеспечения его устойчивого развития необходимо, чтобы правительство и администрация регионов состояли из умных людей: ученых, изобретателей и новаторов, обеспечивающих власть разума, реализуемую на новых принципах, подобных принципам, используемым при управлении научно-производственными объединениями.

- Ноосферная демократия осуществляется посредством девяти ветвей власти – интеллектуальной (образование, наука, произведения массовой культуры и СМИ), законодательной, административной (исполнительной), судебной, информационной (СМИ), рекламной, медикодемографической, эколого-экономической и финансовой.

- Главная цель ноосферного общества и экономики, ноосферной республики и эпохи ноосферы состоит в создании благоденствия каждому человеку.

- Глобализация есть объективный эволюционный процесс, но им следует управлять и осуществлять с целью создания условий благоденствия каждому человеку.

- Глобализация (становление эпохи ноосферы, эпохи единого человечества) возможна без конфликтов и революций, если во всех государствах будет добро-вольно применяться генеральная технология управляемой рациональной эволюции человечества по ноосферному вектору, включающему четыре фазы: 1 – трансформирование всех государств планеты в ноосферные республики, 2 – объединение всех ноосферных республик в планетарную ноосферную конфедерацию, 3 – преобразование конфедерации в федерацию ноосферных республик, 4 – образование глобальной ноосферной республики Земля с единым человечеством.

- Эволюция смыслов и целей жизнедеятельности отдельных людей, объединяясь проявляется в развитии материи, заселении Космоса и управлении объектами Вселенной.

- Расселение человечества и всех других организмов под его управлением обусловлено образованием у организмов мощного репродуктивного потенциала. Каждый из организмов имеет способность производить большое потомство и может заселять другие планеты в Космосе без ущерба для планеты Земля.

Ноосферная философия основывается на признании, что в прошлом, настоящем и будущем человек представлял, представляет и будет представлять собою высшую фазу развития материи с органами труда, чувств, речи и мышления, служащими материальной основой духовной жизни, в которой обособленная живая материи и духовная жизнь находятся в едином гармоничном взаимодействии.

Ноосферная эволюция сегодня

Идеалы классической и ноосферной философии служат формированию ноосферного сознания, организующего ноосферную эволюцию человечества – строительство ноосферных республик.

Согласно ноосферной философии человечество образует цивилизации, в которых общество стратифицируется на 9 классов, а также образуются различные общественные объединения по интересам.

Цивилизация – это сообщество людей, объединенных общими генетическими особенностями формы тела, общим языком, общей организацией труда, жизнедеятельности и культуры, которая слагается в процессе эволюции их интеллектуальных и рукотворных способностей, накопления знаний, совершенствования общественных и экономических отношений, проявляющихся в смене общественно-экономических формаций.

Смена общественно-экономической формации происходит, когда движущие силы человечества приобрели новые знания и умения, изобрели новые принципы управления новыми технологиями жизнедеятельности людей.

Посредством основного ноосферного системного интеллектического метода и метода человеческого историзма установлено, что для истинного народовластия необходима народная власть разума – ноосферная демократия, обобщившая осмысленный опыт эволюции планеты Земля и человеческих сообществ, качественно отличающаяся от существующих без изменения в течение тысячелетия принципов прямой и непрямой демократии. Ноосферная демократия обладает технологиями организации свободы людей, гуманитарного управления республикой и всеми сферами деятельности людей. От утопических концепций социализма, коммунизма и рыночной экономики социальной направленности ноосферная республика на базе ноосферной общественно-экономической формации отличаются научной обоснованностью и реальностью осуществления

В отличие от капитализма и коммунизма политическая структура ноосферной республики организуется по законам народной власти разума, экономика – на основе оптимального взаимодействия государственной и частной форм собственности, рыночного движения товаров и финансов, а также структурирования Большим ноосферным круговоротом объектов для создания условий благоденствия каждому человеку и осуществления эволюции материи.

Новая система народовластия – ноосферная демократия зарождается на использовании синергетических законов, изобретенных интеллектических законов, гуманитарных положениях Библии, христианства, исламизма и буддизма, заповедях Христа, признании прав и обязанностей человека, на новейших достижениях разума в развитии образования, науки, профессионального умения, культуры и управления человеческими сообществами.

Согласно коммунистическому учению К.Маркса развитие человечества обусловлено экономическими законами. В СССР, опираясь на коммунистическое учение, правительство строило экономику без частной собственности, но благоденствие граждан, светлое будущее не было построено, хотя благодаря ученым, изобретателям и новаторам много было достигнуто в создании ростков ноосферного открытого гражданского общества – организации здорового быта и в удовлетворении духовных и материальных потребностей граждан.

Некоторые философы в СССР начинали увязывать строительство коммунизма с развитием эпохи ноосферы в качестве основы разумного взаимодействия человеческого общества и природы, но утверждали, что ее становление органически связано со становлением коммунистической общественно-экономической формации. В действительности советское общество двигалось не к коммунизму, а к эпохе ноосферы и ноосферной общественно-экономической формации, так как перечисленные выше достижения представляют собой ростки эпохи ноосферы.

С 1944 г., в течение 60 лет, ноосферные процессы происходят в развитых странах по инициативе отдельных талантливых граждан без участия деятелей государственных систем власти, так как последние не понимают законы ноосферологии, не стремятся к установлению разумного правопорядка и справедливости.

В ноосферной философии ростки ноосферы созданные в СССР рассматривают как опыт использования системы социалистического государственного капитализма в строительстве эпохи ноосферы. Ноосферологи, разрабатывая учения В.И.Вернадского о ноосфере, предпринимают усилия к внедрению ноосферных принципов народовластия и природопользования, обеспечивающих свободу, справедливость и благоденствие граждан.

Согласно теории ноосферы – ноосферизму, ноосферная республика с ноосферным открытым гражданским обществом, в отличие от обычно понимаемого открытого гражданского общества, строится на ноосферной демократии и ноосферной общественно-экономической формации.

Основой ноосферных общественных отношений будет служить зарождающаяся ноосферная демократия, главные принципы которой составляют: а) занятие государственных должностей учеными, изобретателями, новаторами; б) научное управление общественной и экономической деятельностью граждан; в) паритетное взаимодействие всех форм собственности; г) обеспечение благоденствия, обязанностей и прав человека.

К концу XX в. формирование ноосферной демократии проявлялось в следующих процессах: 1) росте числа ученых, изобретателей и новаторов, занимающих руководящие посты в учреждениях государственной власти (однако четкая система ноосферной демократии еще не сформировалась); 2) совершенствовании ветвей власти – интеллектуальной, законодательной, административной (исполнительной), судебной, информационной (СМИ), рекламной, медикодемографической, эколого-экономической и финансовой; 3) уточнении общественными движениями обязанностей и прав граждан, расширении применения принципа индивидуально-коллективной соборности; 4) стремлении к развитию всеобщего образования; 5) расширении и углублении научных работ, изобретательства и новаторства; 6) интеллектуальной организации фирм и предприятий; 7) разработке теории ноосферной демократии.

Ноосферная демократия организует управление человеческими сообществами для снижения рисков жизнедеятельности людей, безопасного природопользования и создание условий благоденствия каждого человека.

Строительство эпохи ноосферы происходит в форме ростков ноосферных республик. Ростки ноосферных республик проявляются в следующих процессах: а) глубоком интенсивном развитии образования и науки, способствующим открытию новых законов и явлений природы; б) формировании большого научного человеческого потенциала, составляющего в развитых странах более 0,6 % от общего количества населения; в) теоретическом развитии ноодемократии и ноосферного открытого гражданского общества; г) развитии наукоемкого предпринимательства и частной инициативы; д) образовании большого производительного потенциала, состоящего из людей, владеющих всеми профессиями обработки объектов и другими видами трудовой деятельности, которые производят эволюцию материи; е) возникновении новых отношений в экономике, способствующих ориентировке деятельности людей на обеспечение им духовных и материальных потребностей, широком внедрении интеллектуального труда и культуры общения; ж) использовании на основе открытия гармоничного рационального взаимодействия человека и природы принципов устойчивого развития экономики, ориентированной на применении высоких технологий для обеспечения благоденствия граждан и формирование взаимоподдерживающих отношений человеческого общества с природой; з) изобретении электронных мыслящих машин, компьютерных информационных систем, телевидения и других электронных кибернетических аппаратов-роботов; и) строительстве большого экономического потенциала, обусловленного освоением новых источников энергии, открытием в химии новых искусственных материалов и веществ, развитием ракетостроения и высоких технологий (новых видов топлива для ракет, композиционных материалов, синтетических тканей и др.); к) разработке основ генной инженерии и успехами в сельском хозяйстве (зеленая революция, новые породы животных, клонирование организмов и т.п.); л) создании Ноосферной Духовно-Экологической Ассамблеи Мира; м) начавшейся разработки Всеобщей Ноосферной Духовно-Экологической Конституции Человечества.

В Ноосферной философии утверждается качественно новый принцип взаимоотношения людей – принцип индивидуально-коллективной соборности, в котором индивидуализм и коллективизм составляют единство дополнительностей.

Высокие моральные качества: трудолюбие, стремление к знаниям, стремление к приобретению профессий, взаимоуважение, дружба, любовь, взаимопомощь, честность, уважение старших, патриотизм служат базовыми ценностями и основой индивидуального успеха, процветания коллективов и общества. Но сегодня человеческие сообщества не в состоянии устойчиво поддерживать моральные ценности, так как еще не сложилось ноосферное народовластие и во властные структуры проникло много аморальных политических деятелей.

Принципы ноосферной философии служат основанием организации ноосферной республики и жизнедеятельности граждан на новом качественном уровне, при котором все должности республиканской власти и управления занимают ученые, изобретатели и новаторы; эффективное управление достигается не только талантливостью избранных на властные должности граждан, но и законами ноосферной демократии, обязывающими управлять справедливо, поддерживая свободу, а также создавая условия благоденствия граждан для развития материи и заселения Космоса.
Ноосферное учение В.И.Вернадского рассматривается как спасительная гуманитарная концепция. В Москве в 2002 г. по инициативе Л.С. Гординой [10] была создана Ноосферная Духовно-Экологическая Ассамблея Мира (НДЭАМ), поддержанная ООН. Организации НДЭАМ созданы в регионах России и более чем 20 других государствах. Под руководством Координационной Коллегии НДЭАМ ведется многогранная работа по распространению среди населения ноосферных идеалов. В апреле 2005 г. на борту парусника «Седов» НДЭАМ был проведен меж-дународный симпозиум: «Ноосферные инновации в культуре, образовании, науке, технике, здравоохранении». В мае 2005 г. на Международной выставке «Экспо-2005» в Японии российский павильон демонстрировал достижения по теме «Гар-мония ноосферы».

Ноосферная философия востребована прогрессивными людьми, так как обобщает современные эволюционные процессы и ориентирует деятельность человечества на устойчивое развитие в условиях справедливой организации человеческих сообществ в форме ноосферных республик. В образовательных учреждениях необходимо ввести курс ноосферной философии устойчивого развития. Генеральная Ассамблея ООН в Иоганнесбурге в 2002 г. объявила 2005-2014 г.г. десятилетием ООН по совершенствованию образования для устойчивого развития. Ноосферным общественным организациям в разных регионах России и в других странах в настоящее время целесообразно, в сотрудничестве с ООН, распространять главные положения ноосферной философии, а также ноосферные принципы устойчивого развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мареев С.Н., Мареева Е.Н., Арсланов В.Г. Философия XX века. – М., 2001.

2. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи совр. биол., 1944, т.18, вып.2. с.188-191.

3. Яншин А.Л. и Яншина Ф.Т. Ноосфера В.И.Вернадского // Начальная школа, 1998, № 6, с. 4-14.

4. Адамов А.К. Философские проблемы ноосферы. – Саратов, 1995, 57 с.

5. Адамов А.К. Основы философии ноосферы. – Саратов, 1996, 155 с.

6. Адамов А. К. Ноосферология. – Саратов, 1999, 160 с.

7. Адамов А.К. Ноосферная республика Россия. – Саратов, 2001, 267 с.

8. Адамов А.К. Ноосферная философия. – Саратов, 2004, 275 с.

9. Адамов А.К. Ноосферизация, глобализация и безопасность России // Национальная безопасность России в перспективах современного развития (Межвузовский научный сборник). – Саратов, 2005, с. 216-220.

10. Гордина Л.С. От биосферы к ноосфере. Москва-Торопец, 2005.