Адамов А. К.,
профессор кафедры философии,
Поволжская академия
государственной службы
им. П. А. Столыпина,
действительный член
Академии тед-тех наук РФ,
доктор медицинских наук

 

НООСФЕРИЗМ
НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ И ЗАЩИЩАТЬ

 

Учение В.И.Вернадского о ноосфере [1, 2, 3], заложившее основы ноосферизма, является крупнейшим достижением русских ученых, русской философской мысли. И понятно стремление специалистов обсуждать достижения современных ученых в его развитии.

Критики М.Н.Кузнецов и И.В.Понкин [4] поставили перед собой трудную задачу. Они пишут: «Настоящее заключение посвящено исследованию многообразия идеологических систем приверженцев ноосферизма… как квазирелигиозной идеологии, базирующейся на манипуляциях основными концептуальными идеями В.И.Вернадского и его именем».

Критика никогда не бывает приятной, но она необходима, если она направлена на выяснение истин, а не на дискредитацию исследователей.

Ноосферизм – это синоним термина «ноосферология» - теории становления и организации эпохи разума – эпохи ноосферы. Поэтому для объективного рассмотрения и анализа ноосферизма М.Н.Кузнецову и И.В.Понкину целесообразно было бы опираться на концепцию В.И.Вернадского о ноосфере [1, 2, 3] и научные работы его последователей [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12], кратко изложив основные их положения. Однако М.Н.Кузнецов и И.В.Понкин [4], обобщая свои исследования в «Заключении по содержанию религиозно-политической идеологии ноосферизма от 10 мая 2005 г.» этого не делают и предупреждают: «Настоящее заключение не касается наследия В.И.Вернадского и исследователей (Каких?), занимающихся проблематикой ноосферы в русле основного концептуального понимания самим В.И.Вернадским его же теории» [4, стр. 1]. Поэтому они не поняли содержания ноосферной концепции.

Чтобы объективно рассмотреть критику М.Н.Кузнецовым и И.В.Понкиным ноосферных процессов в XXI в. привожу основные положения учения В.И.Вернадского и разработанной на его основе ноосферологии – ноосферизме (теории строительства эпохи ноосферы).

Академик В.И.Вернадский в 1925 г. обосновал гениальную гипотезу о ноосфере, утверждающую неизбежность становления эпохи разума, но до последней четверти XX в. эта гипотеза широко не обсуждалась. Он открыл новое направление развития человечества – строительство ноосферы принципиально отличающейся от учений капитализма, либерализма, социализма и коммунизма.

Термин ноосфера сложился при обсуждении В.И.Вернадским проблемы эволюции биосферы с профессорами П.Тейяром-де-Шарденом и Э.Ле-Руа в 1924-1926 гг. в Париже.

В.И.Вернадский [3] отмечал, что согласно концепции Д.Д.Дана (XIX в.) эволюция живых существ происходила с доминированием цефализации (развитием головного мозга), по Д.Ле Конту (XIX в.) – с образованием психозойской эры, но в качестве единого целого человечество входит в новое состояние – ноосферу.

В.И.Вернадский (1940) констатирует: «Разум все изменяет. Руководствуясь им человек употребляет все вещество, окружающее его, - косное и живое – не только на построение своего тела, но также и на нужды своей общественной жизни» [1, с.83].

В.И.Вернадский открыл, что человечество в середине ХХ в. вступило в эпоху ноосферы – эпоху разума. В 1944 г. [3] он писал: «Ноосфера – последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней … Мы входим в ноосферу. Мы вступаем в нее … – в грозное время в эпоху разрушительной мировой войны. Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом с законами природы, отвечают ноосфере».

Становление ноосферы по В.И.Вернадскому осуществляется посредством следующих процессов: 1) развития обмена между странами; 2) доминирования геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере; 3) расширения границ биосферы и выход в космос; 4) открытия новых источников энергии; 5) пропаганды равенства людей всех рас и религий; 6) увеличения роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики; 7) поддержания свободы научной мысли и научного искания; создание государством условий для свободной научной мысли; развитие системы народного образования; 8) преобразования первичной природы земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения; создание реальной возможности предупреждения недоедания, голода и нищеты; 9) предупреждения войн в жизни общества.

Эти условия рассмотрены в его работах [1, 2, 3], в дневниковых записях и в других публикациях. По В.И.Вернадскому ноосфера будет царством разума, организующего на принципах демократии развитие науки, техники, научной системы природопользования и экономики, обеспечивающих счастливую жизнь людей. Однако он не разработал программы перехода человечества в эпоху ноосферы.

Другое направление в ноосферной концепции развивал П.Тейяр де Шарден [13]. По его представлениям ноосфера будет построена, когда человечество, основываясь на науке и культуре, посредством самосовершенствования духовной жизни достигнет высшего уровня христианской морали и в гипотетической точке Омега объединится с душой Христа.

Идея духовного самосовершенствования людей широко обсуждалась православными философами, оказавшими заметное влияние на интеллигенцию России.

В последнем десятилетии ХХ в. были закончены проводившиеся мною много лет всесторонние исследования гипотезы В.И.Вернадского о ноосфере, завершившиеся созданием новой ветви науки, – ноосферологии [7]. В ней показано, что процессы вырождения демократии и либерализма обострились и проявляются в следующих признаках: а) в понимании гражданами непригодности демократических технологий для справедливой организации демократических государств (республик) и для их управления; б) в усилении отчуждения демократических принципов от населения и стремлении демократических деятелей переместить реальные взаимоотношения с ним (населением) в виртуальное пространство, чтобы после избрания посредством пиарных технологий на властные государственные должности по большинству голосов, взаимодействовать со своим электоратом в нереальном времени; в) в расхождении демократических положений, принципов и законов с технологиями их применения; г) в непредсказуемых изменениях политики после избрания новой главы правительства или президента; д) в признании, что демократические технологии организации государств и управления не способствуют избранию на должности государственной власти умных, талантливых людей; е) в использовании подкупа избирателей, лживых обещаний, психологического давления через СМИ; ж) в произвольном нарушении прав человека и суверенитета государств, что приводит к политической апатии и нежеланию участвовать в общественной жизни большинства граждан. Главные пороки существующих демократических государственных систем рассмотрены в монографии [10].

Существующие узкие односторонние идеологии рыночного капитализма, коммунизма, либерализма, неолиберализма, устойчивого экономического развития, частнособственнического капиталистического глобализма, антиглобализма, терроризма, империума, «золотого миллиарда», Паниранизма, РУМИ, и др.; при низкой культуре населения, большом разрыве в доходах развитых и развивающихся стран способствуют постоянному поддерживанию напряженности в человеческих сообществах, а также создают почву, питающую племенной, клановый, религиозный экстремизм, экстремальный авантюризм и гегемонизм. Поэтому все существующие программы движений и политических партий не могут решить проблемы, возникшие на планете Земля. В ХХ веке все перечисленные выше идеи и модели исчерпали свои возможности прогрессивного развития.

В ноосферологии рассмотрены синергетические и интеллектические законы эволюции эпохи ноосферы; показано влияние на ее формирование науки, культуры, образования, высоких технологий и предложены технологии реализации гипотезы В.И.Вернадского в плане политического и экономического строительства ноосферных республик эпохи ноосферы, объединяющихся на завершающей стадии (через 200-500 лет) в глобальную ноосферную республику [6-11]. В новой ветви науки – ноосферологии – впервые разработана теория ноосферизма, теория ноосферной демократии (народной власти разума), на основе которой разработана практическая технология выдвижения на руководящие посты в государстве ученых, изобретателей, новаторов, а также политическая и экономическая структура ноосферной республики.

Чтобы дальше развивать ноосферное учение В.И.Вернадского необходимо было уточнить понятие «ноосфера» и объяснить предназначение человека в Мироздании.

У В.И.Вернадского термин «ноосфера» собирательный. В теории ноосферы – ноосферизма – необходимо различать понятия «ноосфера» и «эпоха ноосферы». Для четкого понимания эволюционных процессов человечества мною предложено применять три термина: «ноосфера», «ноосферная республика», «эпоха ноосферы».

Ноосфера – это пятая оболочка, построенная на планете Земля по идеям разума, в которую входят люди, объекты природы обработанные людьми, и объекты, созданные по идеям разума и трудом человека. Ноосфера начала создаваться после появления на Земле человека и в настоящее время она продолжает строиться и совершенствоваться.

Эпоха ноосферы есть система человеческих сообществ в форме ноосферных республик, управляемых народной властью разума, – учеными и новаторами, организующими разумную духовную жизнь, гуманистическую культуру и экономическую деятельность людей, которая в XX-XXIII вв. завершится, если будет научно обосновано образованием глобальной ноосферной республики.

Учение о ноосфере – ноосферология (теория ноосферы, ноосферизм) всеобъемлющее, так как без разума (noos’a) невозможна ни мыслительная, ни психологическая, ни информационная, ни трудовая деятельность. В теории ноосферы (ноосферологии) аккумулируются в обобщенном виде достижения всех наук: физики, химии, биологии, медицины, психологии, социологии, космогонии, космологии и др.

Некоторые ученые утверждают, что ноосфера это утопия. Это неверное утверждение. В ХХ веке, когда на планете Земля большое количество людей получает высшее образование, сложился большой слой ученых, изобретателей и новаторов; изобретены и внедрены в жизнедеятельность граждан высокие технологии, высокоэффективные электронные мыслящие машины, электронные средства общения и обмена информацией, сформировались реальные условия для становления эпохи ноосферы – эпохи ноосферных республик.

Неизбежность, детерминированность трансформирования государств в ноосферные республики обусловлена:

_предназначением человека в природе – человек образовался по законам синергетики, чтобы познавать и создавать законы развития материи, своим трудом развивать материю во Вселенной, управлять эволюцией материи и заселять Космос, то есть человечеству предназначено, основываясь на приобретенных знаниях изобретать разумом новые объекты и феномены и создавать их своим трудом; вектор эволюции человечества направлен на формирование ноосферных республик, обеспечивающих создание условий благоденствия людей на планете Земля и расселение их в необозримом Космосе;

_возможность человечества, используя приобретаемые знания и профессиональные умения, трудом создавать условия благоденствия каждому человеку на планете Земля, без которых невозможно расселение людей в Космосе;

_стремлением к благоденствию – главной цели жизнедеятельности каждого человека, которое реализуется вследствие постоянного действия закона расширения потребностей человечества в условиях благоденствия. Благоденствие – это понятие, объединяющее все виды жизнедеятельности людей.

_наличием у человечества способности постоянно углублять знания, познавать синергетические законы природы; изобретать новые интеллектические законы развития; организовывать гармоничное взаимодействие синергетических и интеллектических законов движения материи; управлять линейными и нелинейными процессами эволюции, а также осуществлять её развитие посредством своей трудовой деятельности, используя разные законы;

_непрерывным развитием систем образования, науки и профессионального обучения для приобретения знаний, изобретения новых законов, освоения новых профессий обработки объектов материи;

_возможностью организации государственного управления на принципах ноосферизма – ноосферной демократии и ноосферной общественно-экономической формации, возможностью строить ноосферную республику, создающей благоденствие граждан;

_действием формирующихся ноосферных производительных сил, объединяющих семь компонентов: а) сферу творчества – ученых, изобретателей и новаторов; б) сферу образования, работников искусств; в) высококвалифицированных и высокообразованных граждан, владеющих всеми видами профессий, составляющих слой граждан исполнительного труда; г) высокопроизводительные орудия труда, станки, механизмы; д) наукоемкие технологии; е) мыслящих роботов и ж) экологически безопасные заводы и предприятия, которые обуславливают строительство высокоэффективной экономики, производящей естественные и ноосферные объекты для обеспечения потребностей людей и развития материи;

_формированием высоконравственной духовной жизни и культуры.

Согласно ноосферологии государству принадлежит важная роль в эволюции человечества. Отмирание государства обосновали марксисты. Эту идею поддержали рыночники за рубежом (Гэлбрейт Дж., 1965; Хайек Ф., 1967; Сакс Джефри, 1995; Сорос Дж., 1999; и др.) и в Российской Федерации реформаторы-демократы. Резкое снижение функции государства, осуществленное в РФ группой рыночников-демократов в 1992-1999, привело к анархии и криминализации общества.

Ноосферизм основывается на всех формах собственности, ноосферной демократии и экономике ноосферной общественно-экономической формации, развивающейся на базе электрических, электронных мыслящих машин, атомной энергии, ракетостроения, освоения космоса, генно-инженерном конструировании полезных растений и животных, объединяемых в Большой ноосферный круговорот объектов и служащий структурным ее каркасом.

Политическая система ноосферной республики формируется по законам ноосферной демократии – народной власти разума.

Ноосферная демократия есть власть умного большинства народа, организующая ноосферную республику, а также управляющая ею, на основе научных знаний, осуществляя властные функции по законам синергетики и интеллектики – ноосферным законам, изобретенным людьми, для человеческих, социальных и эколого-экономических взаимодействий. Для организации справедливой жизни и условий благоденствия необходима новая парадигма организации и управления человеческими сообществами, основанная на четком ноосферно-демократическом взаимодействии центрального и местного самоуправления на принципах управленческого интегрированного комплекса научно-исследовательского института с практическим учреждением или производственным предприятием [7-11].

Материальной экономической основой ноосферной республики будет служить ноосферная общественно-экономическая формация, отличающаяся от капитализма и коммунизма, паритетным взаимодействием частной, акционерной, общественной, муниципальной, государственной форм собственности, ноосферным круговоротом объектов, производительными силами и рынком, управляемым рыночными и государственными законами [5-11].

Ноосферная республика устойчивого развития с открытым гражданским обществом – это организация жизни человеческого общества на базе ноосферной демократии и ноосферной общественно-экономической формации, при которой: а) власть находится в руках ученых, изобретателей и новаторов, управляющих обществом, экономикой и государством по законам ноодемократии, сформулированным в теории ноосферы, с использованием новейших систем обмена информации -- компьютеров, глобальных средств связи, электронных систем массовой информации, Интернет и мыслящих машин; б) поддерживается развитие образования науки и культуры; в) экологически безопасная экономика строится в форме Большого ноосферного круговорота объектов при оптимальных соотношениях частной, коллективной и государственной форм собственности, а также эффективном соотношении крупных, средних и малых предприятий; на развитии наукоемких технологий производства синтетических материалов, электроники, лазерных систем, атомной энергии, ракетостроения, мыслящих машин, генной инженерии и др.; г) движение товаров и финансов производится на ноосферном рынке в условиях свободной конкуренции по рыночным механизмам, регулируемых ноодемократическими законами государства и общественными объединениями; д) в оптимальном соотношении удовлетворяются духовные, интеллектуальные и материальные потребности; е) создаются условия благоденствия – граждане обеспечиваются достойной безбедной жизнью или высоким уровнем жизни в соответствии с доходами; ж) происходит совершенствование 5-ой оболочки Земли - ноосферы [7-11].

Механизмы становления и развития ноосферных республик, обобщены в монографиях [6-11]. Процесс трансформирования государств в ноосферные республики предопределен законами Вселенной; он начался во второй половине ХХ в.; его можно замедлить или ускорить, но остановить никто не сможет.

Т.Костопулос в книге «Закат рынка» констатирует, что человечество и природа в XXI в. будут под властью разума. Недавно в журнале Fortune была опубликована статья «Энергия мозга», раскрывающая дальнейшие перспективы эффективного использования мыслящего разума, о чем ранее писал В.И.Вернадский. Объединение Brain Trust Charity» объявило XXI в. «Веком мозга», а третье тысячелетие – «Тысячелетием разума».

В монографии «Менеджмент в XXI в.» (2002), изданной под редакцией С.Чоудхари, также обосновывается, что успех любой фирмы обеспечивают таланты. Чтобы процветать фирмам рекомендуется выявлять таланты, выращивать таланты, привлекать таланты, удерживать таланты, управлять талантами.

М.Рубинштейн и А.Фирстенберг (2003) сегодня утверждают, что наступила эпоха разума.

Для формирования ноосферных республик, эпохи ноосферы важное значение имеет ноосферное образование. Ноосферология – дисциплина интегрирующая разные разделы науки, искусство, профессиональное умение и социально-экологические отношения на гуманитарных принципах ноосферного императива. Ноосферное образование включает изучение становления ноосферных республик эпохи ноосферы, ноосферной культуры и других законов, служащих базой для формирования ноосферного мировоззрения – понимания научной картины настоящего и будущего Вселенной.

У каждого жителя планеты Земля во время обучения следует формировать научное мировоззрение с четким представлением о роли знания, веры и идеологии в его деятельности. Ноосферное образование состоит из экологического и ноосферного компонентов. В системе российского образования относительно широко ведется преподавание экологических знаний и усвоение учения В.И. Вернадского о биосфере. У обучаемых воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение. Ноосферный компонент изучается недостаточно.

Базовый комплекс ноосферных знаний содержит разделы: предназначение человека во Вселенной и в эпохе ноосферы, законы экологии и биосферы; движущие силы и законы развития: человечества, ноосферы, ноосферной демократии, структуры и функции ноосферной власти, ноосферных инноваций, культуры, экологии, природопользования, информатики, ноосферной общественно-экономической формации, интеллектуальной организации ноосферной республики.

Ноосферное образование использует накопленные в ХХ веке методы и опыт преподавания для усвоения ноосферных процессов, происходящих в системе: человек-разум-общество-республика-природа. В программе центральное место занимают вопросы политического развития, чтобы каждому гражданину привить интерес к политической жизни общества, так как, отстранившись от политической жизни, граждане, в том числе и студенты, не будут уметь отстаивать свои права и не смогут правильно, осознанно участвовать в выборах депутатов. Ноосферное образование основывается на научных знаниях генетики и психологии человека. Информатика служит средством накопления знаний. Категории знания и информатики не следует смешивать.

Всеобщим ноосферным императивом эволюции человечества служит приобретение знания и умения с целью создания ноосферных республик необходимых для благоденствия граждан, развития материи и заселения Космоса [6-10].

Ноосферная парадигма образования по Г.С.Смирнову [14] и И.В.Дмитревской с соавторами [15] основывается на познании ноосферы как организованного Всеобщего.

По мнению Д.М.Рудмэна [16]: «Форма образования, которая спасет нас от катастрофы, - это как раз не проблема распространения информации, ибо планета в настоящее время затоплена информацией. Образование, которое необходимо, сводится скорее к формуле: поделиться опытом, мудростью» (с. 274). И далее он пишет: «… это и будет гражданское общество во многих его формах, опирающееся на образованных граждан.» (с. 375).

В государственной системе образования следует добиваться формирования у учащихся убеждённости в ценности прав человека, его гражданских обязанностей и необходимости руководствоваться ими в своей жизни, выполняя все ноосферные законы государства.

Программа ноосферного образования содержит следующие главные положения [7, 9, 11, 17, 18].

- Материя вечна, никем не была создана и никто не может ее уничтожить.

- Материя находится в постоянном движении, изменении и эволюции по восходящей спирали. Эволюция материи не может остановиться. Движущие силы эволюции материи, действующие без участия человека разумного, пока не открыты.

- Утверждение адептов марксизма-ленинизма, что материя существует в формах единства противоречий, а движение материального мира обусловлено борьбой противоречий или противоположностей, неверно, научно не обосновано. Они подменили понятие "различие" в свойствах понятием "противоречие " свойств.

- Диалектического единства противоречий во Вселенной не существует, и поэтому диалектика не может быть универсальным законом. Диалектика относится к частному варианту мышления и ведения диспутов и не более того.

- Материя первична, сознание вторично, но мозг, мышление, сознание и духовная деятельность, возникнув на определенном этапе эволюции материи, приобретает по мере накопления знаний ведущее значение в эволюции материального мира. Материя и сознание (дух) существуют объективно. Мышление не развивается без материи, материя не может развиваться без мышления.

- Мироздание развивается на взаимодействии девяти начал: материи, энергии, волн, жизни, сознания, труда, времени, пространства и информации. Материя первична, сознание вторично, но мозг, мышление, сознание и духовная деятельность, возникнув на определенном этапе эволюции материи, приобретает по мере накопления знаний ведущее значение в эволюции материального мира. Сознание, духовная деятельность есть атрибут человека – высокоразвитого объекта материи, приобретаемый в процессе его развития. Духовная деятельность основывается на гуманных принципах морали: справедливости, свободы воли, добра, любви, дружбы, сохранении неживой и живой природы и др.

- Человек – необходимый объект и субъект Вселенной, которому законами предназначено образовать многочисленное человечество, чтобы управлять движением материи, программировать и осуществлять ее развитие в Космосе и во Вселенной.

- Управление движением материи состоит не в покорении природы и не в коэволюции человечества и природы, а в поддержании людьми функций естественных систем косных и живых объектов, сохранении ландшафтного и биологического разнообразия, в развитии ноосферных экосистем и деятельности всего человечества.

- Человек образовался для развития материи трудом своих рук по программам, изобретаемым человеческим разумом, и заселения Космоса. Природа образовала в человеке способность с помощью мозга мыслить, познавать и изобретать законы развития объектов материи (конструирование машин, механизмов, новых сортов растений, новых геологических структур, новых государственных систем и т.д.) и осуществлять с помощью рук развитие материи (строительство машин, механизмов, выращивание новых сортов растений, создание новых геологических структур, новых государственных систем и т.д.).

- Взаимодействие человека с материей (природой) обусловлено общими законами возникновения и развития человечества, предназначенного трудом каждого индивидуума в сообществе с другими индивидуумами создать условия для обеспечения их благоденствия и осуществления прогрессивного развития материи во Вселенной, а также поддерживать экологию биосферы, функционирование экосистем, сохранять ландшафтные структуры и планету Земля.

- Трудовая деятельность людей служит для осуществления своего благоденствия и развития материи по синергетическим и интеллектическим законам или идеям, изобретенным человеческим разумом. Человек взаимодействует с природой индивидуально и в сообществе себе подобных.

- Сохранения своей среды обитания – основа благоденствия людей.

- Движущей силой развития человеческих сообществ служат ученые, изобретатели, изобретающие: новые системы, управляющие организацией жизнедеятельности людей, человеческих сообществ и государств; новые объекты – машины, механизмы, сооружения, произведения искусств и т.п.

- Ученым и изобретателям природа по законам синергетики создала способности выполнять 6 функций: а) добывание знаний; б) изобретение новых знаний; в) обучение знаниям и умениям; г) организация жизнедеятельности человеческих сообществ; д) управление человеческими сообществами, экономиками и государствами; е) управление развитием материи и заселением Космоса.

- Процессы образования и структура 5-й оболочки Земли – ноосферы.

- Ноосферная демократия – система истинного народовластия.

- Большой ноосферный круговорот объектов – основа существования 5-й оболочки Земли.

- Ноосферная общественно-экономическая формация и ее особенности.

- Образование ноосферных республик, в которых власть принадлежит ученым, изобретателям и новаторам, есть объективный интеллектический закон развития человеческих сообществ, сформулированный человеческим разумом на основе синергетических законов, есть признание детерминированности ноосферизма и эпохи ноосферы.

- Все существующие государственные системы организации человечества трансформируются в ноосферные республики. Политическую систему ноосферной республики составляет ноосферная демократия; экономическую базу – ноосферная общественно-экономическая формация. Ноосферная республика организует устойчивое развитие.

- Интеллектуальная организация ноосферной республики.

- Организация в экономике ноосферной республики, базирующейся на государственной, общественной и частной формах собственности. Большого ноосферного круговорота объектов, слагающегося из многочисленных малых ноосферных круговоротов, обусловливает экологически эффективное природопользование, материальную обеспеченность ноосферного гражданского общества, устойчивое его развитие и развитие материи во Вселенной.

- Ноосферной республикой эпохи ноосферы законами материи предназначено управлять ученым, изобретателям, новаторам, избираемым на государственные должности президента, премьер-министра, депутатов, министров, губернаторов и др.

- Сами по себе законы не могут обусловить четкую жизнедеятельность человечества вследствие приобретения людьми индивидуальных особенностей сознания. Законы, регулирующие жизнедеятельность индивидуумов, функционируют эффективно только при применении их умными творческими людьми – учеными, изобретателями, новаторами.

- Постоянное развитие образования, научной, изобретательской и новаторской деятельности главное условие процветания каждого человека и поддерживается моральными стимулами – награждением орденами, почетными знаками, дипломами, материальными стимулами – повышенной заработной платой, премией и т.п.

- Ноосферное совершенствование образа жизни населения; обеспечение благоденствия каждого гражданина в соответствии с их доходами, является справедливым распределением материальных и духовных благ.

- Индивидуально-коллективная соборность – принцип взаимоотношений в ноосферном обществе.

- Каждый гражданин составляет программу своей жизнедеятельности, руководствуясь принципом свободного выбора: при наличии способностей, таланта и инициативности он может развивать образование, науку и искусство; если обладает предприимчивостью, умением накапливать капиталы – создавать свое дело; при отсутствии этих способностей – зарабатывать исполнительным трудом, получая зарплату за затраченный труд.

- Устойчивое развитие возможно только на ноосферных принципах максимального удовлетворения духовных и материальных запросов граждан, регулируемых их духовными и физическими возможностями. Каждый человек имеет определенное количество свободного времени, в течение которого он может потреблять различные виды товаров или пользоваться приборами, механизмами и машинами. Перечень потребительских товаров, достаточных для любого гражданина, будут разрабатывать в ХХ1 веке ученые и информировать посредством СМИ все население, а также рекомендовать определенный комплекс бытовых вещей, приборов, аппаратов и машин для ведения достойного образа жизни.

- Наука и вера совместимы. Потребность в вере зависит не только от восприятия внушенного мировоззрения, но и от свойств психики.

- Ноосферная демократия обязывает каждого гражданина участвовать в политической жизни, в выборах умных граждан (ученых, изобретателей и новаторов) в органы государственной власти [7, 9, 11, 17, 18].

Философски обоснованное ноосферное образование формирует разумную одухотворенную, трудолюбивую общественную личность с ноосферным сознанием, осознано программирующую свою жизнь, активно участвующую в строительстве ноосферной республики, открытую к восприятию глобальных и космических проблем. Изучение законов ноосферологии открывает возможности формирования ноосферного мировоззрения не только у талантливой части человечества, но и у большинства обычных граждан. Ноосферное мировоззрение необходимо для духовной консолидации людей, строящих ноосферное общество и экономику.

Сознание, духовная деятельность есть атрибут высокоразвитого объекта материи, приобретаемый в процессе его развития. Сознание образуется на принципе убеждения – восприятия совокупности знаний, основанных на изучении естественных и интеллектических законов, культуры и традиций, которые человек признает истинными.

Исследование взаимосвязи сознания и бытия показало: сознание определяет общественно-экономическое бытие людей в соответствии с уровнем знаний, культуры, экономики и, формируя новые общественные отношения, способствует росту экономики, а развитие новых общественных отношений и экономики вследствие внедрения изобретений и открытий гениальных людей способствует развитию сознания. [6, 6].

В ноосферном сознании людей закрепляются принципы ноосферного поведения и ноосферной деятельности людей. Чтобы сформировалось у человека ноосферное сознание ему необходимо воспринять следующие главные положения.

* Основное предназначение людей состоит в создании своего благоденствия посредством управления эволюцией планеты Земля и осуществления развития материи на своей планете и во Вселенной. Человек не раб Природы и не покоритель Природы. Он управляющий эволюцией Природы и осуществляющий ее эволюцию.

* Понимать эпоху ноосферы как систему ноосферных республик.

* Осознать, что строительство Российской Ноосферной Республики – главный путь к благоденствию граждан; помогать становлению ноосферной власти, строго выполнять законы.

* Четко уяснить, что ноосферной республикой могут управлять только ученые, изобретатели и новаторы.

* Убедиться в неизбежности бытия человечества в эпохе ноосферы.

* Понимать высокое значение Учителя; способствовать благоденствию школьных учителей, преподавателей вузов и профессоров.

* Осознать, что любой полезный труд достоин человека, служит источником его благоденствия, общества или государства; труд имеет тройственную направленность, обусловленную его свойством создавать потребительскую стоимость, абсолютную стоимость и осуществлять развитие материи.

* Уяснить, что биосфера не переходит в ноосферу; человечество построило 5-ю сферу – ноосферу и продолжает ее совершенствовать.

* Развивать и укреплять ноосферную демократию; уважать все классы общества, формировать оптимальные их взаимоотношения; ни один из них не имеет права на диктатуру.

* Поддерживать, уважать и помогать деятельности талантливых людей, помогать внедрять новшества в практику; бережно относиться к образованным гражданам; все должны уяснить, что интеллигенция зарабатывает свои доходы тяжелейшим интеллектуальным трудом, она никому ничего не должна. Ученые, другие творческие талантливые люди служат опорой нации.

* Усвоить, что оплату за труд следует рассчитывать по наукоемкости, сложности, художественной ценности, качеству, количеству изделий и общественной значимости сделанного, величина которой даже у людей, владеющих простейшей профессией, должна быть достаточной для приобретения в необходимом количестве продуктов, одежды и оплаты других бытовых потребностей.

* Руководствоваться во всех действиях и поступках гуманностью, человеколюбием, неприкосновенностью любой формы собственности; свободой, справедливостью, добротой, чувством товарищеской взаимопомощи и милосердия, а также правами человека, семьи, общества, народа, нации и государства. Управляя развитием материи, беречь живые и косные системы Космоса.

* Сочетать в своей деятельности высший ноосферный принцип гуманного поведения людей – принцип индивидуально-коллективной соборности – один, помогающий всем и все, помогающие одному.

* Вести здоровый образ жизни, основанный на лучших национальных традициях; для русских граждан – русский национальный образ жизни; соблюдать умеренность в потреблении.

* Уважительно, бережно относиться к женщинам и детям.

* Относиться к созданию семьи и воспитанию детей как священному долгу гражданина.

* Признавать нравственным все, что способствует благоденствию человека, эволюции биосферы, планеты Земля и всего Мироздания.

* Обучиться профессии или получить образование и при наличии способностей заниматься наукой, изобретательством и новаторством обязанность каждого гражданина.

* Поддерживать свободу деятельности фундаментальных религий.

* Способствовать развитию образования, науки, изобретательства, новаторства и предпринимательства; заниматься благотворительностью.

* Активно участвовать в выборах на любые руководящие должности в обществе, на предприятиях и в государственных органах власти, голосуя только за кандидатов, проявивших свои способности в служении российскому народу.

* Добиваться всеобщего разоружения до уровня, обеспечивающего защиту от террористов, но делающего невозможным развязывание войны.

* Усвоить единое знание ноосферности Универсума.

Ноосферологи поддерживают желание рядовых граждан жить по традициям предков, образу жизни своих родителей, с которым увязывается удовлетворенность своей судьбой и ощущение счастья. Нельзя превращать жизнь всех граждан в погоню за большими деньгами, в сплошную рыночную конкуренцию без благотворительности, бескорыстной взаимопомощи, без коллективных сопереживаний и действий, так как царство корысти ведет к вырождению в нем людей.

Все жители Земли должны усвоить, что Россия не ученик Запада, а равноправный партнер Запада и Востока, создающий духовные и материальные ценности, воспринимаемые Западом и Востоком, Севером и Югом, и воспринимает ценности, создаваемые в этих странах.

Ноосферное сознание, подкрепляемое соблюдением принципа справедливости во всех сферах повседневной человеческой деятельности способствует объединению нации. Граждане приобретают уверенность в своей деятельности и поддерживают власть, если видят, что пороки наказываются, а добрые дела поддерживаются.

Основными ценностями ноосферизма служат: свобода, справедливость, все формы собственности, ноосферная демократия, индивидуально-коллективная соборность, честь, права и обязанности человека, веротерпимость, ответственность, дружба, знания, культура, владение профессиями, инициативность, предпринимательство, научный труд, изобретательство, учительский труд, участие в общественных организациях, любовь к людям, бережное отношение к природе, патриотизм, укрепление и защита отечества.

Знания составляют основу научного мировоззрения, вера – религиозного. У человека должно быть, как уже отмечено выше, правильное научное мировоззрение. Единственно правильным научно обоснованным мировоззрением является ноосферное мировоззрение [17, 18, 6-11].

Ноосферное мировоззрение представляет собой систему взглядов на Мироздание, образование, науку, культуру, профессии, организации человеческих сообществ, системы управления государствами, формируемую сознанием.

В ноосферном мировоззрении должны быть отражены указанные выше основные положения.

Ноосферное мировоззрение полностью научно обосновано. В нем объединены все научные достижения человеческой мысли (науки, техники, религии, искусства) и опыта (капитализма, социализма и др.). По законам, сформулированным в соответствии с законами ноосферологии, будут развиваться ноосферная республика (НР), ноосферная общественно-экономическая формация (НОЭФ), а также эпоха ноосферы (ЭН).

Ноосферное мировоззрение необходимо для духовной консолидации людей, строящих ноосферное общество и экономику [17, 18, 7-11].

Согласно ноосферной философии ноосферное мировоззрение есть понимание, что только в ноосферной республике создаются условия жизнедеятельности людей, соответствующие высшим гуманитарным ценностям. Истинная гармония человека и природы, истинная свобода и независимость граждан, права человека и коллектива, обязанности человека и коллектива, а также общечеловеческие нормы открытого гражданского общества могут быть гарантированы только народной властью разума – ноосферной демократией.

Важное значение в формировании ноосферного сознания имеет религия. Среди населения Земли число верующих христиан – католиков составляет 1 млрд., православных христиан – свыше 160 млн., протестантов – около 300 млн., мусульман – свыше 800 млн., индуистов – более 700 млн. и буддистов - свыше 700 млн. В общем, две трети населения верят в Бога и 1 млрд. – не верят, атеисты [12]. На пороге третьего тысячелетия многие ученые высказывают предположения о существовании какого-то высшего разума, творца Вселенной, Бога, не пытаясь совместить эти представления с принципами науки, критериями истин. Чтобы совместить в сознании научные и религиозные представления, необходимо выработать научно обоснованное мировоззрение и сформулировать идеологию, в которой, не противореча научным истинам, достойную роль выполняют религиозные заповеди.

Деятельность людей осуществляется по своим волевым решениям или под влиянием волевых решений других людей. И любой человек – ученый, изобретатель, новатор, банкир, предприниматель, простой труженик – испытывает беспокойство за успех в выполнении дела. Переживания тем глубже, чем важнее дело для человека и чем меньше устойчива у него психика. Чтобы снять психическую напряженность, люди прибегают к различным формам самоуспокоения или вере. Наиболее часто потребность в успокоении душевного состояния возникает при следующих обстоятельствах: а) в условиях напряженной деятельности с целью достижения определенных результатов; б) при неприятностях в трудовой деятельности; в) для укрепления воли при выполнении принятого решения; г) при больших успехах, когда возникает потребность благодарить – совершают моления благодарности за озарение души; д) в случае утраты дорогих вещей; е) у людей, работающих с большим риском для жизни или находящихся на войне; з) для умиротворения в семейных неурядицах; и) при смерти близких людей.

Религиозные учения способствуют познанию психологии людей. Не следует вести дискуссии о сотворении мира и человека, предоставив науке и религии объяснять эти явления каждой на основе своих принципов. Знания составляют основу научного мировоззрения, вера – религиозного. Если человек осознал, усвоил ноосферное мировоззрение, то его вера во многие религиозные положения, которые в большинстве своих нравственных догм не противоречат ноосферному мировоззрению будет помогать ему в трудных обстоятельствах. Без духовной связи с делами давно ушедших предков не может формироваться национальное самосознание, ноосферное государство с устойчивым развитием. У человека должно быть, как уже отмечено выше, правильное научное мировоззрение. Единственно правильным научно обоснованным мировоззрением является ноосферное мировоззрение [17-18; 5-11].

Воспитание у школьников и студентов ноосферного сознания, мировоззрения и идеологии – обязанность учителей школы, преподавателей вузов и ученых [7, 8, 9, 11, 17, 18].

Эпоха ноосферы это не далекое будущее идеального человечества, а современная реальность, которая уже 61 год стихийно строится сообществами далеких от совершенства граждан высокоразвитых стран.

В свете приведенных выше положений утверждение М.Н.Кузнецова и И.В.Понкина [4] о ноосферизме как конгломерате идеологических и религиозно-философских учений лишено научных оснований. Физики не могут до настоящего времени разобраться с элементарными частицами – так что же обвинять их в оккультизме?

Ноосферная философия основывается на научных истинах и не использует религиозных толкований для обоснования эволюционных законов и понятий. Но в ноосферной философии поддерживается свобода вероисповеданий и сотрудничество с фундаментальными конфессиями, способствующими регулированию взаимоотношений индивидуумов в человеческих сообществах и управлению государственными системами.

В ноосферной философии, ноосферологии обоснована актуальность для современного человечества установления добрых взаимоотношений разных фундаментальных конфессий: православной, католической, протестантской, ислама, буддизма, индуизма. Ноосферная философия рассматривает сектантские движения как извращения религиозного сознания.

Ноосферологию (ноосферизм) разрабатывают ученые в г. Саратове, в ПАГС им. П.А.Столыпина (кафедра философии); в г. Иванове (кафедра философии университета) ученые, финансируемые фондом имени В.И.Вернадского (в г.г. Москве, Тамбове и др.), ученые Москвы, Санкт-Петербург и в некоторых других городах. Ноосферология - ноосферизм – развита этими учеными научными методами в четкую новую ветвь науки.

В ноосферологии обстоятельно рассматриваются следующие основные компоненты: духовный (социально-политический), управленческий, образовательный, научный, культурный и экономический. Незнание и не понимание их не способствует объединению усилий ученых для развития ноосферологии. Это проблемы научных исследований, обучения ноосферологии и дискуссий на научных конференциях.

Поскольку учение В.И.Вернадского отвечает природе человека оно, естественно, вызывает у инициативных людей желание следовать ему, развивать его, искать свои методы его реализации и формулировать по-своему ноосферные идеалы. Деятельность ноосферологов в Калужской, Кемеровской, Курской, Московский, Свердловской, Тамбовской, Томской, Тульской, Читинской, Саратовской, Пензенской областях; в Красноярском, Краснодарском, Хабаровском краях; в Карельской, Татарской, Саха-Якутия республиках приносит пользу в распространении экологических знаний, концепции биосферы, охране окружающей среды, природы и пропаганде заслуг выдающегося русского ученого академика В.И.Вернадского. В тоже время, стремясь внести свою лепту в учение о ноосфере, некоторые общественные организации, разрабатывают различные пути духовного самосовершенствования, приобретающие оттенки религиозности и даже сектантства. Ноосферологи разъясняют эти ошибки и ведут большую работу для объединения последователей учения В.И.Вернадского о ноосфере на научных принципах.

Вызывает недоумение обвинительное замечание М.Н.Кузнецова и И.В.Понкина о финансировании ноосферных движений государственными учреждениями и частными фирмами. Это легитимные источники. Возможно некоторые организации используют сомнительные фонды (например, фонд Дж.Сороса или другие зарубежные фонды), но мне о них ничего не известно [4, с.4].

Удивляют рассуждения М.Н.Кузнецова и И.В.Понкина о привлекательности идеологии ноосферизма. Они видят привлекательность не в его научной обоснованности, а в том, что, по их мнению ноосферологи прикрылись: а) удачной мимикрией ноосферизма под экологизм и самопредставление себя в качестве одной из эффективных концепций устойчивого развития; б) своевременно и грамотно использовали терминологию, связанную с идеями перевода развития цивилизации на более экологичные рельсы «устойчивого развития»; в) навязыванием общественному сознанию отождествления понятий «ноосферное развитие» и «устойчивое развитие» [4, с.5]». Критики не поняли, что это не прикрытие, а содержание одного из разделов ноосферологии.

Для подкрепления своих замечаний М.Н. Кузнецов и И.В. Понкин приводят отрицательные высказывания о ноосферизме Н.Митрохина, А.Верховского, О.А. Мельникова [4, с.6]. Чтобы объективно определить научное значение теории ноосферы – ноосферизма, следует привести высказывания и ученых. В труде, составленном Л.И.Абалкиным в соавторстве с 72 академиками, профессорами и специалистами-практиками [19] ноосферное развитие рассматривается как объединяющее устойчивое развитие и другие процессы формирования нового общества.

А.Д.Урсул и Ф.Д.Демидов Ф.Д. [20] подтверждают, что устойчивое развитие входит в концепцию ноосферы.

В 2003 г. на юбилейной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения В.И.Вернадского, академик Э.М.Галимов в своем докладе подчеркнул: «Эта идея В.И.Вернадского (о ноосфере) была осознана не сразу. Загрязнение окружающей среды, изменение климата, экологические катастрофы в течение какого-то времени рассматривались как отдельные не связанные между собой следствия техногенеза. Но со временем стало очевидным, что все дело в том, что мы вошли в ноосферу, с ее новыми, еще не известными нам законами» [21].

Много усилий критики [4, с.6] затратили на выявление связей приверженцев ноосферизма с оккультно-религиозными учениями: «русским космизмом», объединениями последователей Н.К. и Е.И.Рерихов «методологами» и т.п. Однако наличие связей не может рассматриваться как сектантство или оккультизм. Они отражают дискуссионные процессы с целью выявления оригинальных прогрессивных предложений. А «русский космизм» следует рассматривать как крупный вклад в развитие философской мысли. Это гордость российской философской мысли.

Н.К.Кузнецов и И.В.Понкин [4, с.8] пишут: «Исследование публикаций приверженцев ноосферизма сразу же подводит к выводу о том, что движение ноосферитов никак не может определиться с четким определением содержания понятия «ноосферы». Однако дальнейшее изучение трудов основных современных идеологов … дает возможность понять, что движение ноосферитов не только не нуждается в точной дефиниции этого понятия, но и, в принципе, не в состоянии его выработать …». Чтобы подтвердить этот вывод критики затратили много труда для сбора неудачных терминов, неудачных формулировок и нечетко сформулированных гипотез или концепций. Например: «… технологии Общего Дела и Общей Цели…». «… контуры Разума и Духа…», «…Геном Мира и его эволюционные спирали, а также Триаду Суперосцилляторов…»; приводят также различные определения понятия ноосферы: «Эра светлого будущего человечества». «Ноосферный социализм», «Коллективный Разум», «оразумление», «брезжащая вдали эпоха ноосферы», «новая ноосферная культура радости», «живое разумное вещество», «ноосферный монолит», «ноосферная идея», «духовный феномен», «форма духовности», «опережающее образование», «цивилизационный социализм», «эколого-ноосферный социализм», «космопланетарный феномен человека», «ноосферизм как форма бытия и есть ноосферный социализм (или коммунизм)» [4, с. 7-10].

Действительно многие, поддерживающие концепцию ноосферы, увлекаются придумыванием новых терминов, не утруждая себя их обоснованием. Но среди ноосферологов ведется дискуссия с целью принятия четкой терминологии. И это абсолютно нормальный, научный подход.

Четкие определения ноосферных понятий сформулированы и приведены в монографиях, изданных мною в 1999-2003 [5-11], но критики их игнорируют, хотя монографию «Ноосферная Республика Россия» [9] они читали, так как цитируют сформулированную в ней национальную идею: «Строительство Ноосферной Республики Россия для благоденствия русского и российских народов».

Критики [4, с.8] приписывают понятию «ноосфера» мнимую религиозность (квазирелигиозность). Подчеркиваю еще раз, понятие «ноосфера» не содержит религиозной идеи. Понятие «ноосфера» - научное понятие, обобщающее эмпирические факты и научно обоснованные аргументы. В тоже время в ноосферологии утверждается целесообразность сотрудничества с фундаментальными конфессиями: православием, католичеством, протестантством, исламом, буддизмом, индуизмом.

Совершенно верно пишет Н.П.Ващекин с соавт.: «Качественно новое состояние общества, именуемое ноосферой представляет собой систему, в которой высшего уровня развития достигает интеллект человека и человечества в целом, восторжествуют принципы и идеалы гуманизма и будет обеспечено как сохранение биосферы, так и всесторонне во всех отношениях развитие человека на Земле и во Вселенной» [22].

Утверждение Л.С.Гординой: «Бог один для всех – это Разумное Ядро Вселенной» [23] М.Н.Кузнецов и И.В.Понкин цитируют как доказательство превращения учения В.И.Вернадского о ноосфере в божество (4, с. 9). В действительности, в указанной фразе подчеркивается, что «Разумное Ядро Вселенной» должно управлять во Вселенной деятельностью человечества, из талантливых, умнейших представителей которого оно формируется.

Критики [4, с.10] осуждают духовность в мировоззренческой системе ноосферизма, не понимая, что человечество уже строит (согласно открытию В.И.Вернадского с 1944 г.) эпоху ноосферы и в духовной деятельности людей духовные интересы, то есть духовная составляющая (приобретение знаний, наука, изобретательство, литература, искусство, программирование, телевидение, Интернет и др.) начинает преобладать над материальной.

М.Н.Кузнецов и И.В.Понкин [4, с.10] осуждают культурную и духовную универсальность ноосферизма, так как ноосферологи утверждают превосходство теории и практики ноосферизма над любой религиозной или религиозно-философской системой (4, с. 10). Действительно, теория ноосферы (ноосферизм), открывая или создавая новые законы эволюции, открывает путь человечеству к благоденствию. Опираясь на научные знания, совершенствование культуры и государственного управления ноосферологи предлагают ноосферную теорию организации человеческих сообществ и всего человечества как единственно верную, отражающую эволюцию природы и, в том числе, людей.

В ноосферологии (ноосферизме) поддерживаются традиционные духовные ценности.

Однако буржуазная (капиталистическая) демократия рассматривается как устаревшая, не обеспечивающая народовластие. Буржуазная демократия должна быть заменена ноосферной демократией, то есть народной властью разума – системой истинного народовластия [6-11].

Абсурдно обвинение критиками [4, с.10] ноосферологов в негативном отношении к православию. Ноосферологии выступают за сотрудничество с разными фундаментальными вероучениями, но они против сектантства. Чтобы не быть голословным приведу выдержки из моих монографий: «Священнослужители оказывают благоприятное воздействие на общество, нередко снижая возникающую в нем напряженность. Они смягчают нравы, направляя усилия верующих на добрые поступки, на помощь ближнему» [6, с.147].

«Если человек осознал, усвоил ноосферное мировоззрение, он может верить и многим религиозным положениям, которые в большинстве своих нравственных догм не противоречат ноосферному мировоззрению и помогают его реализации. …Без духовной связи с делами давно ушедших предков не может формироваться национальное самосознание и патриотизм» [9, с. 195].

Если некоторые последователи В.И.Вернадского выступали против преподавания в образовательных учреждениях курса «Православной культуры», то пусть это будет на их совести.

Относительно патриотизма следует сказать, что ноосферологи, являясь патриотами, поддерживают воспитание патриотизма [9, 11].

Утверждение М.Н.Кузнецова и И.В.Понкина [4, с.12] о навязывании ноосферизма в качестве новой государственной религиозно-политической идеологии России и всего мира для кардинального преобразования российского общества и всего мира посредством «вернадскианской революции», направленной на оразумление Мира и общества искажает содержание деятельности ведущих ноосферологов. Прежде всего, критики без достаточных оснований используют очень поверхностные рассуждения некоторых ноосферологов о развитии разума человечества [4, с.12], которое другими ноосферологами предлагается без громких фраз осуществлять путем совершенствования образования.

В работах В.Н.Сагатовского, А.Г.Назарова, В.А.Зубакова, А.И.Суббето, А.И.Ревякина и некоторых других авторов, упоминаемых критиками [4, с. 5-12], проведен глубокий анализ плохого состояния общества и экономики в Российской Федерации в настоящее время, по новому сформулированы яркие мысли, пропагандирующие заслуги выдающегося академика В.И.Вернадского в создании учения о ноосфере, представлены поиски разных подходов к дальнейшему развитию ноосферизма и созданию ноосферы, но в них не содержится новых обобщений, дополняющих концепцию ноосферы, сформулированную В.И.Вернадским, нет конкретных практических предложений по строительству ноосферных республик эпохи ноосферы, несмотря на то, что они уже 61 год строятся простыми людьми в развитых странах. Более того, они, не изучая разработок других ноосферологов, не знают современных достижений ноосферологии и ноосферной философии, а некоторые ноосферологи часто используют формулировки, которые можно толковать по-разному.

Ноосферолог Л.С.Гордина для объяснения еще не понятых явлений в природе, в духовной деятельности людей, а также взаимоотношений их с природой и Космосом, предпринимает попытки использовать учение Н.К. и Е.И.Рерихов «Живая этика», а также новые гипотезы: «торсионных полей», «энергоинформационных голографических структур» «восприятия и передачи молекулами ДНК информационных излучений», «мюоны добра и зла» и др. Эти гипотезы следует обсуждать, чтобы однозначно доказать или отвергнуть их истинность, а не обвинять [4, с. 16] Л.С.Гордину в пропаганде оккультно-религиозного рериховского учения. У критиков нет никаких действительных оснований обвинять Л.С.Гордину в оккультизме.

Далее представлено мнение Н.Митрохина, который утверждает, что идеалом ноосферитов является диктатура государства технократов, контролирующего энергетику [4, с. 12]. Это неверно. Идеал ноосферологов сформулирован в определении ноосферной республики, приведенном на с. 5 этого текста.

Ноосферологи представили [5-11] научные доказательства превосходства ноосферизма над любой религиозной и религиозно-философской системой. Ноосферологи не навязывают ноосферную теорию. Они пропагандируют ее как всеобъемлющую и научно обоснованную, открывающую дорогу к благоденствию людей. В отличие от теории ноосферы (ноосферизма), концепции капитализма, социализма односторонни и не раскрывают перспективы эволюции человечества. Понятия техносфера, психосфера, социосфера, также односторонне отражают отдельные процессы эволюции.

Ноосферная теория (ноосферизм) основывается на научных истинах и гуманной культуре общества. Она содержит научно обоснованные положения ноосферной демократии – народной власти разума и ноосферной экономики, а также конкретные предложения по строительству ноосферных республик. В России и в других странах мира будут построены ноосферные республики, организованные и управляемые учеными, изобретателями и новаторами, на принципах научно-производственных комплексов. Поэтому ноосферологи активно стремятся в политику, в учреждения государственной власти, так как только на принципах ноосферной демократии возможно создание справедливого общества благоденствия каждого человека.

Мною в 1996 г. [6, с. 144-146] было предложено начать формирование «Человеческого ноосферного центра эволюции материи в Космосе» (ЧНЦЭМК) и разработаны принципиальные положения для составления программы его деятельности. В 2001 г. мною рекомендованы основные положения для составления 5-летнего и 25-летнего планов организации и развития Ноосферной Республики Россия [9, с. 250-252]. В 2003 г. мною также предлагалось принять на уровне ООН «Международный пакт о формировании независимых ноосферных республик» и сформулированы его основные принципы: «Становление эпохи ноосферы, эпохи единого человечества возможно без конфликтов и революций, если во всех государствах будет добровольно применяться генеральная технология управляемой рациональной эволюции человечества по ноосферному вектору, включающему четыре фазы: 1 – трансформирование всех государств планеты в ноосферные республики, 2 – объединение всех ноосферных республик в планетарную ноосферную конфедерацию, 3 – преобразование конфедерации в федерацию ноосферных республик, 4 – образование глобальной ноосферной республики Земля с единым человечеством». При этом неукоснительно должен соблюдаться принцип добровольности [10, с. 126].

Л.С.Гордина в 2002 г. обосновала создание международной организации: «Ноосферной Духовно-Экологической Ассамблеи Мира» (НДЭАМ). По ее мнению: «В настоящее время возникла необходимость создания органа Планетарной Координации в виде Ноосферной Духовно-Экологической Ассамблеи Мира и введения во всех странах ветви светской духовной власти. Претензии основных конфессий на лидерство при организации такой ветви власти очевидны, но слабо обоснованы. Как показывает история, религиозные лидеры зачастую способствуют дестабилизации обстановки в Мире» [23, с. 47]. Генеральная цель организации НДЭАМ состоит в обеспечении сохранения развития целостной цивилизации человечества на планете Земля, которую предполагается осуществить: «… путем перехода от государственных форм правления народами к Всемирной ноосферной форме организации, управления и координации жизнедеятельности человечества», а также посредством ноосферно понимаемых Генеральных прав, свобод и обязанностей Человечества, человека и гражданина; распространения расширенного ноосферного сознания и мировоззрения во всех слоях человеческого общества, содействуя формированию ноосферного образа жизни человечества».

М.Н.Кузнецов и И.В.Понкин [4, с. 16-18] обвиняют НДЭАМ в оккультно-религиозной деятельности, а Л.С.Гордину – в создании оккультно-религиозного учения. Однако, из ее статей приводят места, где она ссылается на мысли Н.К.Рериха, В.И.Вернадского и некоторых космистов, которые только подтверждают научную значимость ее статей, а не оккультизм. Неверно также утверждение указанных выше критиков [4, с. 18], что «Всеобщая Ноосферная Духовно-Экологическая Конституция Человечества» «безграмотный опус с абсурдными положениями». На наш взгляд - это труд, представляющий научную ценность, но авторы, понимая сложность создания «Всеобщей Конституции…» предложили его для всеобщего обсуждения и совершенствования.

Важно, что инициативы обсуждались и одобрены на Глобальном Гражданском Форуме Земли - Саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге, а также конференциях Планетарной Академической Федерации на ЭКСПО-2005 (г. Нагоя, Япония), где Л.С.Гордина выступила с докладами по концепции Ноосферной Конституции. Там же был принят Меморандум о созыве Глобального Гражданского Форума Земли для всесторонней работы над текстами статей Ноосферной Конституции.

Л.С.Гордина совершенно верно, на основе научных данных ноосферологов, утверждает, что новое учение (ноосферное учение В.И.Вернадского) пришло на смену всем прежним учениям.

Группа членов НДЭАМ по инициативе Л.С.Гординой составили «Всеобщую Ноосферную Духовно-Экологическую Конституцию Человечества» для координации становления ноосферных государственных структур в разных странах [23].

Всемирный центр координации формирования эпохи ноосферы на основе учения В.И.Вернадского несомненно необходим, т.к. в настоящее время этот процесс происходит стихийно в большинстве стран. Инициативно-энергичное продвижение идей строительства эпохи ноосферы в разные страны с помощью созданной Л.С.Гординой общественной организации «Ноосферная Духовно-Экологическая Ассамблея Мира», а также распространение «Всеобщей Ноосферной Духовно-Экологической Конституции Человечества» следует одобрить и всемерно поддержать. Чтобы эти начинания были поддержаны большинством населения во всех странах Мира, необходимо тщательно разработать программы НДЭАМ и содержание каждой статьи Конституции.

Следует также всемерно укреплять на принципах ноосферизма взаимоотношения с Русской Православной Церковью, Центром Национальной Славы России, ЮНЕСКО, другими конфессиями и гуманитарными общественными организациями.

Научные труды Л.С.Гординой способствуют выявлению в фундаментальных конфессиях положений о добре, любви, человеческом общении, честности и др., подобных положениям теории ноосферизма, чтобы организовать сотрудничество с ними для создания ноосферных обществ в разных государствах.

У М.Н.Кузнецова и И.В.Понкина [4, с. 18] нет оснований относить Н.В.Маслову и ее сотрудников из «Отделения ноосферного образования» РАЕН к наиболее активным пропагандистам ноосферизма. Программа «Ноосферное образование», составленная этой группой последователей В.И.Вернадского, содержит положения экологического образования и развития мышления, но не отражает положений ноосферного образования [7, 9, 11, 17, 18]. Во всех перечисленных М.Н.Кузнецовым и И.В.Понкиным образовательных учреждениях упомянутые специалисты [4, с. 18-20] использовали для обучения программы, отражавшие экологические закономерности. Именно в распространении экологических знаний положительное значение указанной выше деятельности.

Однако, по-видимому, не следует включать в программы «Ноосферное образование» результаты научных исследований идеи холодинамики, сформулированной В.Вульфом, согласно которой мышление рассматривается как образование в мозгу своеобразных голограмм образов (холодайны, образоны и т.п.). Полученные научные данные о голографических процессах мышления, послужившие причиной бурной критики М.Н.Кузнецову и И.В.Понкину [4, с. 20-25] целесообразно обсуждать в среде специалистов-психологов, социологов, философов и др.

Основные положения, ноосферного компонента образования, приведенные на с. 7-10, сформулированы мною в серии работ [7-11], дающих понимание, что такое ноосфера, ноосферная республика, ноосферная демократия, ноосферная эпоха, кому предстоит управлять человеческими сообществами, принципы организации ноосферных республик, ноосферной организации экономики и ноосферного образа жизни. Без изучения этих положений никакая программа образования не может быть признана ноосферной. Ноосферное образование чрезвычайно важный раздел распространения ноосферных знаний, требующийся для формирования ноосферного сознания сегодняшних и будущих поколений строителей ноосферных республик. Только граждане, усвоившие ноосферные знания, руководствующиеся ноосферными и экологическими знаниями, могут построить ноосферные государства – ноосферные республики, которые обеспечат благоденствие каждого человека на планете Земля. Чтобы ноосферное образование отражало современный уровень развития ноосферологии необходимо ведущим ноосферологам объединиться для разработки программы «Ноосферного образования» на научной основе.

Значительное внимание М.И.Кузнецов и И.В.Понкин [4, с. 20-25] уделили мировоззренческой системе Н.В.Масловой как особой версии ноосферизма. В мировоззренческой системе взглядов Н.В.Масловой, представленной в монографии [24] и некоторых других ее работах рассматриваются сложные вопросы межличностных отношений людей и их взаимодействие с природой. По-видимому, с целью широкого восприятия учения В.И.Вернадского Н.В.Маслова поддерживает все лучшее в религиозных учениях и рериховском движении, но признает концепцию ноосферы высшим достижением человеческой мысли. Кузнецов и И.В.Понкин [4, с.22] приводят цитату из монографии Н.В.Масловой: «Предпосылки национальной идеи следует искать в глубине нашей историко-культурной почвы… наша религия, основанная на любви к ближнему и обогащенная религиями с Востока, искренне нацелена на усовершенствование человека и общества… глубина и широта натуры нашего соотечественника всегда были опорой и направляющим вектором поисков философского обоснования новых качеств человека Вселенной, Космоса (русский космизм), человека, устремленного всем существом в высшие сферы Духа, Разума, Веры – в ноосферу» [24, с. 253-254], которую считают доказательством их точки зрения, что ядром ее мировоззренческой системы является религиозная вера – вера в «высшую сферу Духа». На мой взгляд, эта цитата подтверждает мысль Н.В.Масловой о высшем значении для эволюции человечества ноосферного учения В.И.Вернадского.

М.Н.Кузнецов и И.В.Понкин [4, с. 25-27] сообщают, что в 2004 г. Е.Н.Батуриной был составлен проект «Фонд поддержки образования «Ноосфера», в попечительский совет которого вошли Ю.М.Лужков, В.И.Ресин, З.К.Церетели, Е.Н.Батурина. Они утверждают, что по этому проекту в московских школах пытаются обучать русских детей различным религиям вместо разработанной программы «Православная культура».

Конфессии во многих странах начали развивать равноправное, добровольное мирное, дружественное сотрудничество между собою и объединять общие усилия в борьбе с агрессивными ветвями некоторых вероучений и сектантством, способствуя снижению напряженности в обществе.

Результаты научных исследований Н.В.Масловой и ее сотрудников, опубликованные в научных статьях, а также в ее монографии [24] не целесообразно немедленно включать в программы обучения в образовательных учреждениях. Для включения этих результатов в программы обучения требуется провести глубокий анализ их достоверности и обсуждение специалистами-ноосферологами.

Подчеркиваю еще раз, что никаких "официальных" версий ноосферизма не существует. Публикуются различные, нередко субъективные толкования относительно путей развития разума, усвоения индивидуальным и общественным сознанием принципов справедливости, добра, любви к ближнему, методов воспитания высоконравственных, морально устойчивых граждан, в которых используются иногда придуманные авторами сомнительные термины. В этом пространстве некоторые ученые пытаются применить на практике с воспитательными целями подходы и программы, не подвергавшиеся глубокому обсуждению специалистов.

Образовательный проект «Ноосфера», предложенный Е.Н.Батуриной, следует рассмотреть комиссионно и обсудить с ведущими ноосферологами. И, если в нем действительно содержатся сомнительные положения, завуалированные ноосферной терминологией, то провести среди учителей широкую разъяснительную работу, если нет – рекомендовать.

На современном этапе в полинациональных государствах создание ноосферных республик следует осуществлять государствообразующей нацией при полной поддержке и сотрудничестве всех других наций, сохраняя ими свои национальные особенности. В Западной Европе большинство развитых «рыночных» стран даже с «прозрачными» границами берегут свои национальные особенности. Только после образования ноосферных республик во всех странах Мира возможно формирование глобальной конфедерации ноосферных республик с последующим объединением их в федерацию ноосферных республик и, если будет научно обоснована целесообразность, - в единую общечеловеческую Республику Земля [6,7,9,11].

В конце своего «Заключения…» М.Н.Кузнецов и И.В.Понкин [4, с. 26], представив учение о ноосфере-ноосферизме (развиваемое последователями В.И.Вернадского), как религиозно-политическую идеологию ноосферитов (термин, выдуманный указанными критиками) пытаются подвести читателей к мысли, что все современные последователи учения о ноосфере есть вредные «ноосфериты», занимающиеся религиозным оккультизмом, а заодно дискредитировать новую ветвь науки – ноосферологию

Однако субъективные толкования идеи ноосферы не следует использовать для дискредитации исследователей, разрабатывающих учение В.И.Вернадского – ноосферологию (ноосферизм) и основы ноосферного образования. Но, как указывалось выше, ноосферное образование служит необходимым условием усвоения науки ноосферологии – теории ноосферизма, разработанной на основе концепции ноосферы В.И.Вернадского. Учение В.И.Вернадского (ноосферология, ноосферизм) уже 80 лет развивается, выдерживая изощренную критику. Ноосферология, ноосферизм, эпоха ноосферы не утопия, не мечта, а реальность, существующая с середины ХХ в. Ноосферная теория – это философско-политическое руководство строителям ноосферных республик. Только создание ноосферных республик на основе законов ноосферологии (ноосферизма) является истинным направлением эволюции человечества, обеспечивающим осуществление его предназначения в природе.

Россия, как родина ноосферного учения, должна активно распространять ноосферную теорию развития человечества – организовывать в субъектах Федерации и в других странах общественные объединения, поддерживающие развитие ноосферных республик, а также вводить русских талантливых граждан во все международные правительственные и неправительственные учреждения для направления их деятельности в поддержку ноосферного развития. Ноосферная теория, формирующая ноосферное мировоззрение, формулирующая ноодемократические законы и ноосферные экономические законы, будет усвоена, понята и поддержана большинством человечества вследствие ее гуманности, справедливости и научной обоснованности. И тому уже имеются конкретные подтверждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вернадский В.И. Revul general Science, Paris; 1925; русский вариант - Биогеохимические очерки. М., 1940.

2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.

3. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи совр. биол., 1944, т.18, вып.2. с.188-191.

4. Кузнецов М.Н. и Понкин И.В. Заключение от 10 мая 2005 г. по содержанию религиозно-политической идеологии ноосферизма, помещенного на сайтах www.state-religion.ru/cgi-bin; stolica.narod.ru/obraz/noosfer/019.htm.

5. Адамов А.К. Философские проблемы ноосферы. – Саратов, 1995, 57 с.

6. Адамов А.К. Основы философии ноосферы. – Саратов, 1996, 155 с.

7. Адамов А. К. Ноосферология. – Саратов, 1999, 160 с.

8. Адамов А. К. Ноосферная философия. – Саратов, 2000.

9. Адамов А.К. Ноосферная республика Россия. – Саратов, 2001, 267 с.

10. Адамов А.К. Ноосферная демократия – система истинного народовластия. Саратов, 2003.

11. Адамов А.К. Ноосферная философия. Саратов, 2004, 275 с.

12. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию (ноосферная стратегия). Издат. дом «Ноосфера». М., 1998.

13. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1965.

14. Смирнов Г.С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность. Иваново, 1998, 244 с.

15. Дмитревская И.В., Портнов А.Н., Смирнов Г.С. Ноосферные исследования, 2002, вып. 1-2.

16. Рудмэн Д.М. Построение устойчивого общества // Состояние мира. М., 2000, с. 247-275.

17. Адамов А.К. Мировоззрение граждан формирует учитель // Газета «Политика интеллектуалов, ученых, изобретателей, новаторов и предпринимателей, 1998, № 19, с. 1-2; Ноосферное мировоззрение – гражданам XXI века // там же, № 7, с. 3-4.

18. Адамов А.К. Философские проблемы расселения и деятельности людей в Космосе // Там же, № 7, с. 3.

19. Абалкин Л.И., Аксенов В.В., Алтухов Ю.П. и др. (всего 72 автора). Новая парадигма развития России (Комплексные исследования проблем устойчивого развития). – Москва-Иркутск, 2000.

20. Урсул А.Д., Демидов Ф.Д. Образование для устойчивого развития. М.: Изд-во РАГС, 2004, 126 с.

21. Галимов Э.М. В.И.Вернадский и современность // Материалы торжественного заседания, посвященного 140-летию со дня рождения академика В.И.Вернадского. М., 2003, с. 5-11.

22. Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Стратегия устойчивого развития и концепция ноосферы // Образование (ВОПД) и Духовное наследие, 2000.

23. Гордина Л.С. От биосферы к ноосфере. Москва-Торопец, 2005, 136 с.

24. Маслова Н.В. Ноосферное образование. Научные основы, Концепция. Методология, технология, М., 2002.