Горшенина О..

СИТУАЦИЯ В МИРЕ
С ПОЗИЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
И АЮРВЕДЫ

 

Мировоззрение ушедшего ХХ века не может больше нас удовлетворять т.к. вошло в противоречие с интересами природы, человечества и всего Космоса. Те, кто изучает развитие нашей цивилизации с ужасом наблюдают, как земляне пилят сук, на котором сидят….С упорством, достойным сожаления, Человечество словно пытается как можно скорее покончить со своим домом – родной планетой, безжалостно расправляясь с ресурсами жизнедеятельности. Однако ресурсы Земли ограничены. В природе Мира есть табу, нарушать которые чревато катастрофами. Земля предупреждает нас об этом новыми, все более мощными природными явлениями – землетрясениями, ураганами, цунами, сметающими целые поселения и наносящими человечеству огромный ущерб. (1)

Ученые всего мира, обеспокоенные тем положением, к которому подвело себя человечество, варварски разрушающее среду своего обитания, уже не один десяток лет размышляют над причинами, все это породившими, ищут пути выхода из глобального кризиса и намечают контуры новой грядущей цивилизации.

В поисках ответов на множество возникающих в наши дни вопросов неоценимую услугу может нам оказать Ведическая культура в целом и Аюрведа в частности. Аюрведа является частью Ведической культуры, которая связана с древней арийской цивилизацией, прекратившей свое существование около пяти тысяч лет назад. Вот строки из знаменитого аюрведического трактата «Чарака Самхита», описывающие времена, подобные тем, в которых оказались мы с вами: «Когда главы страны, гильдии или общины, сойдя с пути добродетели, несправедливо поступают со своим народом и подчиненными, простые люди города и общины несут неправедность дальше. От неправедности исчезает праведность. Когда исчезает праведность, неправедность становится полновластной, и боги покидают это место, времена года смещаются, и дожди идут не вовремя или совсем не идут, ветер дует неправильно, земля портится, водоемы пересыхают, травы теряют природные свойства и становятся ядовитыми... Плачут птицы и собаки, болеют животные…, приходят в ненормальное состояние воздух, огонь и окружающая среда…. Когда все это происходит в течение длительного времени, земля перестает питать травы», а это в свою очередь приводит к распространению болезней. «Коренная причина всех нарушений – неправедность… Ее порождают дурные деяния предыдущих жизней, но источником того и другого является заблуждение разума». (2)

Современные ученые, авторы сборника «На орбите познания», обращаясь ко всем мыслящим людям Земли, пишут, что опасности, грозящие человечеству, порождены двумя главными причинами:

1. полной дезинформацией наших массовых представлений о строении вмещающего нас Мира;

2. преобладающим на Планете политическим строем, провозгласившим главной ценностью не жизнь человека и человечества, а ее Величество прибыль. (1)

Однако эти причины относятся к области причин внешних. Говоря же о внутренних причинах надвигающегося кризиса, наука приходит к тем же самым выводам, которые 2000 лет назад были сделаны в указанном выше аюрведическом трактате.

«Время общих разговоров об экологическом императиве миновало. Сегодня мы… уже понимаем, что все вопросы о направлениях научно-технического прогресса и необходимости соизмерять потребности развивающегося человечества с возможностями оскудевающей планеты и т.п. упираются в проблемы нравственности – проблемы, которые науке не решить, но которые не решить и без науки». (3)

«Вызовы современного цивилизационного кризиса – результат осознанного или неосознанного нарушения человеком и обществом Законов Природы… Нарушение этики мышления, деятельности, здоровья, жизни». (4)

Пытаясь представить черты рождающейся пока на уровне мысли грядущей мировой цивилизации, способной сохранять мир на нашей планете и обеспечивать вечность Мироздания, прогрессивно мыслящие ученые приходят к единому мнению, которое еще в 1992 году было сформулировано Действительным членом РАН Н.Н Моисеевым: «На современном этапе в судьбу цивилизации должен вмешаться Разум. Коллективный Разум человечества, некое глобальное, т.е. общепланетарное целеполагание». (3)

Чтобы перевести историю в новое русло и наметить первые шаги переустройства, - писал Н.Н Моисеев, - необходимо:

• Обеспечить дальнейшее существование человечества на Земле совместными общепланетарными усилиями.

• Утвердить в сознании людей новое отношение к природе – внутренний запрет на действия, нарушающие экологический императив - сформировав представление о единстве Природы и Человека.

• Создать стратегию ноосферогенеза, т.е. новую цивилизационную парадигму, путем объединения усилий множества людей и ценой множества разнообразных компромиссов. Созидание такой стратегии должно, стать одним из центральных направлений работы Коллективного Интеллекта планетарного сообщества.

• Разработать общепланетарные просветительские программы, учитывая то, что эта составляющая стратегии ноосферогенеза, очевидна практически всем исследователям и политикам.

Однако главные трудности, как пишет далее Н.Н Моисеев, лежат в социальной и нравственной сферах. «Для их преодоления у нас нет практически никакого социального опыта. Да и понятия, которыми мы сегодня широко пользуемся, - гармоничное развитие природы и общества, коэволиция биосферы и человека и само понятие ноосферы, где «человек должен будет принять на себя ответственность за развитие природы и общества (В.И. Вернадский), - воспринимаются на уровне интуиции. Наполнить эти понятия реальным содержанием – само по себе проблема и раскрыть её невозможно без всего социального опыта человечества, без глубокой связи с традицией, историей, культурой и особенностями природы тех местностей, в которых живёт тот или иной народ. (3)

Наполнить указанные выше понятия богатейшим смыслом и проследить, как эти понятия действовали в социальном опыте арийской цивилизации, нам помогут многочисленные, дошедшие до нас источники и сооружения Ведической культуры. Исследователи этой культуры сообщают нам о том, что «в те давние времена эта культура оказывала доминирующее влияние на всю планету. По древним манускриптам, дошедшим до нас, можно оценить широту мысли и величайшую мудрость людей, живших в ту эпоху. У каждого из народов, населявших Землю, существовала полная система знаний, включающая в себя философию, религию, науки, искусство, социологию, этику и медицину... Теперь нам известно, что древние арийцы сознательно избегали пути технократического развития, ибо понимали, какие разрушительные последствия в этом случае ждут нашу планету. Кроме того, такой путь, по их мнению, не мог принести ни счастья, ни удовлетворения. Поэтому их девизом было: «Жить просто и мыслить возвышенно».

В последнее время Западный мир проявляет всё больший интерес к Восточным традициям, сохранившим корни Ведической культуры. И даже перейдя в третье тысячелетие, мы возвращаемся к истокам цивилизации в надежде найти путь к исцелению от болезней нашего общества». (5)

А.И Леонтьева, руководитель системного центра содействия воспитанию и образованию, сформулировала, на наш взгляд, то главное, на чем должно быть сконцентрировано внимание всех желающих внести свой посильный вклад в общее дело созидания новой цивилизации, как в мыслях и образах, как и в конкретных делах: « Постижение Всеобщих Законов Мира, их адекватное применение – ключевая задача человечества. Новая цивилизационная идея на очередной виток эволюции очевидна: научиться говорить с природой на одном языке, не поступать вопреки естественным Законам….

Исключительность новой идеи в том, что ее придется реализовать каждому человеку непосредственно в себе».(4)

Мы видим, что современная наука начинает постепенно приближаться к той целостности, как в отношении содержания, так и в отношении методов познания мира, которые изначально были присущи древней науке – Аюрведе. В давние времена, как говорил И.И.Ветров на Аюрведической конференции в Форосе, знание это «было проявлено повсюду. И лишь потом, с течением времени, оно стало искажаться. Аюрведа, несущая в себе закон естественной жизни для каждого человека, не дошла до нас в своей чистоте, и сейчас она далеко не такая, какой была 5 или 10 тысяч лет назад..., нам сейчас приходится возрождать это знание». (6)

Однако даже в том виде, в котором дошла до нас Аюрведа, она является пока еще недоступной сокровищницей истинных знаний, так нужных нам в наше удивительное время, но давайте обратимся к аюрведическим канонам:

«Некоторые спрашивают – из четырех Вед которая содержит знание Аюрведы?... Если спросили об этом мастера Аюрведы, он должен объяснить, что Аюрведа исходит из всех четырех Вед, но более всего из Атхарваведы, потому что та предписывает благоприятные обряды, правила жизни, питания и воздержания, и все те медицинские рекомендации, которые обеспечивают человеку долголетие… «Аюрведа» - это та наука, которая владеет всецелым знанием об «Аюс» (жизни). Знанием о том, что значит счастье и несчастье, благополучие и неблагополучие, и об их мере. Она владеет также всецелым знанием о всех существующих веществах (включая лекарства), со всеми их свойствами и действием, способствующим или препятствующим жизни…

Аюрведа вечна, потому что жизнь вечна, и не было времени, когда она зародилась. Жизнь, определяемая природой бытия и особенностями всего сущего, безначальна и вечна. Вечно существует поток жизни, и вечно существует разум. Благополучие (здоровье) и неблагополучие (болезнь) вместе со всеми их материальными факторами, причинами, признаками и взаимосвязями – также вечны.

Аюрведу должны изучать брахманы, кшатрии, вайшьи (первые для обеспечения благополучия всех существ, вторые для защиты всех существ, третьи – для всеобщего достижения материального процветания) и все, кто хочет праведной и достойной жизни, приносящей благо другим и доставляющей радость ему. Лучшие достоинства Аюрведы в том, что она ведет духовных наставников по верному пути. Наставляет стремящихся к праведности, что она рассуждает, учит и практикует все главные истины этого мира. Человек, стремящийся быть мастером Аюрведы, вступает на праведный путь, своим знанием защищает больных от болезни, получает признание и защиту достойных и обеспеченных людей, добивается уважения мудрых и любви окружающих. Так достигает он и благодати, и материального благополучия, и осуществления своих целей, и радости жизни». (7)

Современный мир наполнен знаниями, как истинными, так и ложными, научиться различать их нам тоже помогает Аюрведа. Используя алгоритмы этой науки, заложенные в ведическом принципе передачи и применения знаний (место, время, обстоятельства), мы научимся применять древние знания, учитывая множество факторов: географические, климатические и социальные условия, а также способ мысли людей и образ их жизни.

 

 

1. Не допустим Вселенской катастрофы. Спасем жизнь, Землю и Разум. Обращение авторов сборника ко всем мыслящим людям Земли, ко всему человечеству. На орбите познания: сб. научно-популяр. ст. /под общ. ред. Л.С Гординой (и др.) – Ростов н/Д: Феникс, 2006, с 362-363.

2. Ю.В.Сорокина. Чарака Самхита. «Аюрведа – наука жизни», 2002, №1.

3. Н.Н.Моисеев. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство. На орбите познания: сб. научно-популяр. ст. /под общ. ред. Л.С Гординой (и др.) – Ростов н/Д: Феникс, 2006, с.10.

4. А.И.Леонтьева. Духовный подвиг учителя. Там же, с.41.

5. И.И. Ветров. Вкус жизни. Сб. статей. – СПБ: «Святослав», 2001, с. 3-4.

6. И.И. Ветров. Аюрведа – естественный закон для человека. «Аюрведа – наука жизни», 2002, №1

7. Ю.В.Сорокина. Чарака Самхита. Глава 30 Сутрастханы. Фрагменты. «Аюрведа – наука жизни», 2005, №1.

8. Л.С.Гордина. Единая картина мира – основа мировоззрения третьего тысячелетия. На орбите познания: сб. научно-популяр. ст. /под общ. ред. Л.С Гординой (и др.) – Ростов н/Д: Феникс, 2006, с.331.