|
Медведко Л. И.,
доктор исторических наук,
в. н. с. Института востоковедения РАН
(Москва),
политический обозреватель,
член Концептуального Совета НДЭАМ |
КОНЕЦ ИЛИ МЕТАМОРФОЗА СТАРОЙ САГИ
О «ВОСТОКЕ И ЗАПАДЕ».
Сложившаяся после войны в Ираке «постшоковая ситуация»
в глобальном мире,
судя по всему, открывает новый этап противостояния «глобализация
versus регионализация»
Два исторических юбилея — 90-летие начала Первой мировой и
подготовка к 60-летию окончания Второй мировой войны — совпали с
первой годовщиной объявления окончания операции возмездия «Шок и
трепет» в Ираке. Но ни эта «Шоковая война», ни сменившая её «послешоковая
ситуация» в Ираке, ни начатая три года назад после 11 сентября и всё
ещё продолжающаяся «глобальная антитеррористическая война» до сих
пор так и не приблизили Ближний Восток к миру. Официально принятая
Пентагоном дефиниция «глобальная антитеррористическая война»,
подразумевала проведение многоэтапных, в том числе и
широкомасштабных карательных и «превентивных» операций. Они были
отнесены к особому виду «войны четвертой генерации (т.е.
промежуточной между «низкой», «средней» и «высокой» интенсивности).
Что касается же «Международного терроризма», то он как обобщенный
противник, отождествляется американскими неоконсерваторами не с
коалицией, а с неким «миром Зла», который противостоит «миру Добра»,
олицетворяемому Соединенными Штатами [1]. «Мир Зла» — выступает в
лице не только мусульманского мира. Так, якобы, находит проявление и
подтверждение правильности прогноза С.Хангингтона о новом «мировом
порядке» после грядущего в будущем столетии «столкновения
цивилизаций», вероятнее всего, между исламом, с одной стороны, и
«иудейско-христианским» или «православно-славянским» мирами — с
другой [2]. Судя по развитию «постшоковой ситуации» уже не в
Ираке, а на всём «Большом Ближнем Востоке» в расширенных ещё в
середине 90-х годов Г.Кемпом и Р.Харкаби границах от Атлантики до
Гиндукуша [3], начало конца этой «межцивилизационной мировой войны»
пока не просматривается. Не вырисовываются черты вожделенного
«нового миропорядка». Втягивание США и их союзников в глобальное
противостояние с мусульманским миром, стремление его
«модернизировать» или «демократизировать» по западной модели при всё
возрастающем сопротивлении самих мусульман — всё это даёт основание
по-иному оценивать «войну террора-антитеррора» не только в дискурсе
«глобализации versus регионализации», но и устаревшего взгляда
Роальда Киплинга на извечное противостояние Запада Востоку. Но в
своей саге, названной «Балладой о Востоке и Западе», он не столько
предрекал, сколько констатировал, что они «с места не сойдут» [4].
Эти слова, кстати, неточно стали потом переводиться, будто им
«никогда не сойтись». Однако в «постсовременном мире» Восток и
Запад все же «сдвинулись с места». Но куда, в каком направлении
они сдвинулись? То ли в направлении глобализации, то ли — к общей
опасной пропасти? Происходит ли сближение или, напротив, они всё
более отдаляются друг от друга? Как писал известный американский
востоковед ушедший недавно из жизни Эдвард Саид - эту пропасть рыли
с двух сторон, с одной - западно-европейский «расизм», империализм с
почти тотальным этноцентризмом», а с другой, — с почти таким же
«тотальным исламоцентризмом» в этнических, расовых, религиозных,
цивилизационных и в социальных категориях [5]. Они сейчас находят
проявление не только на государственном, но и на уровне ТНК,
различных криминально-сетевых организаций как на Западе, так и на
Востоке. Отсюда, по-другому, очевидно, выглядят содержание, формы и
сам глобализм и глобализация, а также перспектива «антиглобалисткого»
движения (АГД) [6] и так называемой «глобальной антитеррористической
войны» (ГАТВ). Глобализация положила конец прежнему колониальному и
постколониальному Востоку. Но она также изменила и смысл единого
понятия «Запад» в так называемой «эпохе post-modern». Поэтому можно
согласиться с французским ученым Жаком Сапира, считающим, что оба
эти понятия, являются «мифическими конструкциями», порождёнными
«холодной войной». Такая мифическая конструкция могла бы
«завершиться и разрушиться» к концу века, - пишет он, но после
прекращения «холодной войны» трагические обстоятельства иракской
войны сделали такое завершение невозможным [7]. «Геном» терроризма в
новой парадигме «Восток – Запад» после пережитого ими общего «шока»
от нового «столпотворения» в Междуречье, а до этого – по обоим
берегам Иордана, предстоит разгадывать не только востоковедению, но
и всем другим, в том числе естественным наукам и математике на
междисциплинарной основе. Именно на необходимости «открытия» такого
научного направления на общем фронте борьбы с международным
терроризмом призывал почётный председатель Общества востоковедов,
академик Е.Примаков участников открытия XXXVII Всемирного конгресса
востоковедов в Москве.
Сами востоковеды шутливо называют такие конгрессы, проводимые каждые
пять лет, «Всемирными курултаями». За 130-летнюю свою историю они
уже третий раз проводятся в России, можно сказать, на «разломе» эпох
в каждое столетие: в 1876 году — в Петербурге, столице Российской
империи, 1960 г. — в Москве, столице СССР и в нынешнем 2004 году –
снова в Москве, столице новой демократической России.. Напомнив об
этой для России «исторической преемственности», директор ИВ РАН
Р.Б.Рыбаков, Председатель ICANAS-37, разъяснил, что избранный им
девиз «Единство в многообразии» обусловлен особой сложившейся в мире
ситуацией, когда стабильность и устойчивое развитие могут быть
достигнуты через толерантность и диалог многих культур как условие
строительства единого глобального мира и предотвращения новых
мировых войн. В условиях развернувшейся ныне борьбы с международным
терроризмом совпадение двух круглых юбилеев, связанных с началом
Первой мировой и окончанием Второй мировой войны и годовщины
«шоковой войны в Ираке», является тоже, можно сказать,
знаменательной встречей истории с современностью. «Террор —
антитеррор» экстраполируется на противопоставление не только «глобализма
versus регионализма», но и на традиционное со времён Киплинга –
противостояние «Восток-Запад». Сложившаяся после года войны в
Ираке патовая «постшоковая» ситуация проявляется не только на
«геополитической шахматной доске» в, но и в геоцивилизационной
расстановке сил «постсовременного мира». За международным
терроризмом, как напомнил Р.Б.Рыбаков, не стоят ни идеи всемирного
мессианства, связанного с установлением мирового гегемонизма
«сверхдержав» или империй, ни их расистко-националистические
устремления «осчастливить свой народ» как высшую расу, к чему
стремился Гитлер, ни «столкновение цивилизаций». «Терроризм сегодня
— одно из проявлений особого рода глобализма, когда превалируют «глобальные
интересы производителей и торговцев наркотиками, оружием, их
стремление к установлению контроля за потоками того и другого, плюс
попытка взять под контроль этих сил энергетические ресурсы». Тем
самым терроризм борется не за чье-либо счастье, а за
«безнаказанность самого зла» [8] в «мире Зла», выдаваемого за
«царство Добра». В данном случае речь идёт не о возрождении
гегемонистких устремлений «сверхдержав» на государственном
межблоковом уровне (между системами капитализма и социализма), а в
сфере именно глобальных интересов криминальных сетей, групп и
группировок, тесно переплетающихся с ТНК, и стоящих за ними
некоторых государственных структур и секретных служб.
Усматривавшаяся академиком Н.И.Моисеевым опасность «возврата к эпохе
Раннего средневековья» выражается в том, что «чёрные стороны весьма
неоднозначного процесса глобализации» стремятся ныне «освятить» свою
несвященную войну обновленными лозунгами радикального исламизма или
«иудейско-христианского неоконсерватизма».
Такие войны, независимо от того, завершаются ли они «триумфальным
разгромом» врага или «триумфальными поражениями» победителей, в
конечном итоге становятся для тех и других войнами без побед. Они
способны лишь расширять границы «театра войны», а не раздвигать
границы «Большого Ближнего (Среднего) Востока», которые З.Бжезинский
раздвигает теперь до «Глобальных Балкан». При наслаивании там одного
кризиса на другой, лишь туже затягиваются старые и завязываются
новые узловые конфликты. Вместе с тем ещё более усложняется их
урегулирование. «Постшоковая» ситуация», складывающаяся в
расширенных границах «Большого Ближнего Востока», подтверждает вывод
о том, что любые виды терроризма, осуществляемые будь то
одиночками-камикадзе и их группами или регулярной армией (какие бы
функции она не осуществляла «освободительные», «оккупационные»,
«миротворческие»), заводят всё дальше в тупик и
палестино-израильское, и афганское, и иракское, и ближневосточное
урегулирование в целом [9]. Вместе с тем курс «имперского
глобализма» тормозит сам процесс глобализации. Но в продвижении
самого этого процесса заинтересованы не только «Глобальная Америка»
с «золотым миллиардом», но вместе с США и вся «Великая Евразия» с её
пятимиллиардным населением. Так называемый «постсовременный мир»
только начал формироваться в «посттоталитарном транзите» или на «постхолодновоенном»
переходе от «Великой революционной эпохи» прошлого столетия к
«Великому эволюционному кризису», что Александр Зиновьев связывает с
окончанием закончившихся 60 лет назад Второй мировой и «холодной»
войн. Но такая увязка, может быть и обоснованная в геополитических
(линейных) измерениях, нуждается теперь в определённой корректировке
при другом отсчёте координат геоцивилизационного нелинейного
пространства. В нём складывается сложный комплекс отношений разных
«мир-систем», называемых И. Валлерстайном «мир-экономика»,
«мир-политика», «мир-культура», «мир-история». К ним теперь
прибавляется и всё громче о себе заявляющий «тене-мир международного
терроризма» Он начал проявлять себя ещё до 11 сентября 2001, по
выражению И.Валлерстайна, в «нелинейной Вселенной» - сложившегося
после окончания «холодной войны» многосистемного микромира. Эти «мир-системы»
отличаются циклическими ритмами со своими подъёмами и упадками. По
их истечении наступали и, очевидно, будут наступать моменты, когда
противоречия между претендентами на гегемонию настолько обостряются,
что они начинают вести себя со «всё большими и большими
колебаниями», которые, выражаясь языком новой науки (занимающейся
изучением процессов, связанных с «динамизацией хаоса» в сложных
системах) означают наступление самого «хаоса». Подобная «динамизация
хаоса» Л.Лесковым в «футуросинергетике» и а И.Валлерстайном в «социосинергетике»
рассматривается как чередование «бифуркаций» (раздвоений), чьи формы
по своей сути непредсказуемы, хотя из них и может возникнуть «новый
системный порядок» [10]. Нынешний же системный хаос как бы
зацикливается в хаосе, не выходя на режим самоорганизации, поскольку
вместе с определенными «мир-системами» кризис переживает и
методология подхода к изучению, а, следовательно, и к разрешению
нового кризиса в нелинейном пространстве. Если цивилизации
рассматривать как «совокупность культурных сообществ», то войны и
конфликты происходили как внутри них, так и между ними. И
происходило это, как правило, когда не удавался или срывался диалог
культур. К такому главному выводу пришли участники проходившей эти
же летом на Иссык-Куле «Международной конференции ЮНЕСКО «Евразия в
XXI веке: диалог культур или конфликт цивилизаций?». Незадолго до
этого к таким же выводам и заключению пришли участники
организованной ИМЭ и МО РАН и ИСАА МГУ научной конференции,
проходившей под девизом «Геном» Востока: опыты и междисциплинарные
возможности» (12-14 апреля 2004 года) В представленном на ней
докладе Г.И.Мирского «Исламизм — третья ступень ракеты
деколонизации», также, как и в выступлениях на 37-м Конгрессе
востоковедов в Москве, отмечалась бесперспективность поиска мотивов
и глубинных причин радикального исламизма и международного
терроризма, «отталкиваясь от материальных и экономических факторов»
или «к противоположному, чисто духовному полюсу… в сфере религии».
Тем более бесперспективным и даже опасным было бы искать объяснение
феномена терроризма в раскрытии некоего «генома» Востока или Запада.
Если мировые войны разрушали вместе с Европой и Азию, то
ответственность, как напоминает Р.Арон, за эти разрушения несёт
скорее всего не Восток, а, в первую очередь, сами нации, образующие
Западную цивилизацию, к которым, несомненно, относятся и США [11].
Корни и глубинные причины феномена новой «глобальной войны
террора-антитеррора» надо, очевидно, искать в нераскрытом пока
«геноме» самого феномена терроризма, используя не только накопленный
опыт, но и открывающиеся перед востоковедением «междисциплинарные
новые возможности», включая последние достижения естественников,
особенно физиков и математиков. Е.Примаков при открытии
«ICANAS-37» поэтому и призывал востоковедов, «опираясь на
комплексный характер их науки» дать научно аргументированный ответ
на вызовы постсовременного мира в новой парадигме «Восток-Запад» в
контексте как глобализации, так и регионолизации. Раскрытие и
расшифровка «генома» терроризма потребуют, очевидно, немало времени,
прежде чем он будет полностью прочтён. Но это не должно
останавливать ни учёных-востоковедов, ни естественников, ни теологов
и иерархов всех мировых религий, заинтересованных в этом не меньше,
чем всё гражданское мировое сообщество. Складывающаяся в мире в
условиях объявленной, но не незаконной ГАТВ, «постшоковая ситуация»
выявляет признаки такого «хаоса», который ведет к «раздвоению» в
продолжающейся борьбе не только в «мир-политике» и «мир-экономике»,
но и в «мире-культур» и «мир-цивилизаций». В сферу такой борьбы
перенесено и традиционное противопоставление цивилизаций по линии
Восток-Запад в новом формате «глобализация versus регионализация». В
такое же русло со многими «раздвоениями» и ответвлениями
вольно-невольно (по схожим законам «динамизации хаоса») направляются
как сама «глобальная война террора-антитеррора» (ГАТВ), так и
мировое антиглобалисткок движение (АГД). В условиях, когда
благоприятствующий для США как державы-гегемона 30-летний период в «мир-экономике»
подходит к завершению, становится понятным их стремление избрать
главным направлением своих устремлений «глобальную
антитеррористическую войну». Но это может привести лишь к усилению
тенденций наращивания хаоса при нерешённости многих старых и
обострении новых кризисов.
______________________
1. Lourent E. Le Monde Secret du Buch.
Paris, 2003, p.20
2. Hantington S. The Clach of
Civilizations und the Remaking of the World order, №4, 1996, p.50
3. Kemp G., Harkabi R. Strategic
Geography and Chaning Middle East. W. 1997, p.13
4. Киплинг Р. Баллада о Востоке и
Западе, Ленинград, 1980, с.460. Взаимодействие культур и литератур
Востока и Запада. М., 1992г., с.107
5. Васильев А. Девятая симфония Эдварда
Сопуя «Азия и Африка сегодня», 2004, №2
6. Мировая экономика и международные
отношения, 2002
7. «Восток» (Oriens), 2004, №3, с.114
8. «Терроризм — угроза человечеству в
XXI веке», М. «Крафт», 2003, с.16-17
9. См. там же, с.13
10. Валлерстайн И. «Дилеммы XXJ века и
особенности переходной эпохи». Сб. Дилеммы глобализации., М.,
«Вариант»ю 2002г., с.66-67
11. Арон Р. «Мир и война между
народами», М., 2000, с.357-359
Комментарии НДЭАМ Анализируя Резолюции и Решения
только последних Международных конференций и Конгрессов,
обозначенных в статье, невольно приходишь к неутешительным выводам:
- об отсутствии преемственности от одной конференции к другой.
Так, несмотря на заявления крупных ученых и государственных
деятелей, даже таких как, высказывание В.В.Путина на саммите АТЭС в
Брунее, об учении В.И.Вернадского о Ноосфере, на котором должна
базироваться концепция «устойчивого развития», эта идея не нашла
своего развития в Резолюциях последних Международных конгрессов.
- отсутствуют также ссылки на решения не менее важного собрания:
Саммита по устойчивому развитию Рио+10, прошедшего в сентябре 2002
года в Йоханнесбурге, где на параллельно прошедшем Глобальном
Гражданском Форуме Планеты, собравшем делегатов более 150 стран были
одобрены предложения неправительственных организаций России о
возведении в ранг правового поля Всеобщей Ноосферной
Духовно-Экологической Конституции Человечества (Ноо-Конституции),
реализующей принцип гармонического слияния потенциалов двух
цивилизаций: Востока-Запада. «Две энергии, две сконцентрированные
силы активизировались сейчас на нашей планете: Восток, обозначенный
в условном и обобщенном смысле Тибетом и Запад, инициированный
раввинатом. Восток дал нашему человечеству Духовные знания, техники
и практики входа в собственный внутренний мир, разъединяя с внешним
миром, суетой до ощущения первоначального состояния – пустоты. Но в
этом состоянии нет созидания, ибо оно не имеет Духа Творца, что
аналогично состоянию младенца в утробе матери. Запад явил
человечеству планетарную Душу (энергию). И теперь, во взаимодействии
этих двух энергий, полюсов - Востока и Запада, рождается третья
энергия, уравновешивающая и то и другое. Рождается Дух, который, не
будучи зависим ни от Востока, ни от Запада имеет потенциал того, и
другого» (Н.Глобин). Между тем предлагаемая концепция правового
документа «Ноо-Конституция» содержит статьи, отсутствующие в
«Декларации прав человека» 1948 года, международных конвенциях,
декларациях. Речь идет о введении в правовой оборот и понятийный
аппарат таких основополагающих понятий, как Человек, Человечество
в их социальной, биологической и космической ипостасях. Эти
определения, возведенные в правовое поле, снимают множество
противоречий, накопившихся за последние годы как в международных,
так и в законодательных актах отдельно взятых стран. В
высказываниях ученых- космистов четко прослеживается мысль о
необходимости сдвига со-знания, экологии мысли в деле продвижения
идей сохранения и развития цивилизации: «Сдвиг сознания приводит к
пути эволюции. Улучшение жизни на планете настолько зависит от
сдвига сознания, что главное продвижение является выражением
мышления. Поэтому забота человечества лежит в продвижении мысли»
(Н.К.Рерих). И далее «Если бы вместо мнимых нововведений и
установлений человечество обратило внимание на законы космические,
можно было бы установить равновесие, которое все больше и больше
нарушается, начиная с закона зарождения и до космического
завершения. Законы утвержденные едины. Путь эволюции проходит, как
нить через все физические и духовные степени. Поэтому
государственный и общественный строй могут применять все космические
законы для усовершенствования своих форм». Таковы некоторые выводы
анализа решений больших и малых собраний, на которых предпринимаются
попытки оказать содействие человечеству в организации
научно-управляемого мироустройства.
Л.С.Гордина
|