Сазеева Н. Н.,

доктор космофизики,
член НДЭАМ

ЖИВИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ

Одной любви музыка уступает,

Но и она - мелодия.

А.С. Пушкин

 

Человек – сложная колебательная система, создаваемая широким спектром энергетических излучений клеток, органов, тканей и физиологических процессов организма. Его жизнедеятельность определяется постоянным энергоинформационным обменом с внешней средой.

Одним из важнейших экологических факторов для человека являются акустические (механические) колебания. К ним относятся разного рода шумы и музыка. Влияние их может быть как позитивным, так и негативным. Например, попадая в резонанс с собственными колебаниями отдельных органов, шумы приводят к десинхронизации биоритмов и мешают нормальной работе организма. Отмечено, что колебания с частотой 37 Гц вызывают воспаление внутренних органов, а 16 Гц – расстройство желудка. Колебания с частотой 7 Гц неблагоприятно действуют на мозг и ухудшают зрение. С этим, вероятно, связано негативное влияние геомагнитных бурь на работу организма.

К природным акустическим источникам относятся шум речной воды, ветра в ветвях деревьев, гомон птиц и другие звуки. В большинстве своем они оказывает благотворное влияние на психофизическое состояние человека. А городские и производственные шумы (гул моторов, стук и скрежет металла, разного рода резкие сигналы) десинхронизируют систему организма, что проявляется в чувстве усталости, раздражения и болезненных ощущениях в разных частях тела.

Зная особенности реакции каждого органа на сочетание звуковых колебаний, в древности составлялись целебные тексты – мантры. Позднее на их основе появились методы звукотерапии.

Известно, что колокольный звон обладает бактерицидным действием, очищая воздух от микробов и бактерий, которые гибнут, когда их собственные частоты колебаний попадают в резонанс с частотами колокольного звона. В буддистских храмах после службы помещение обходят с барабанным боем, флейтами и гонгами для очищения воздуха. Французские ученые экспериментально доказали, что звуки определенной частоты убивают раковые клетки. Исследования звуковых частот в порядке хроматической гаммы показали, что звучание той или иной ноты изменяет цвет и форму клеток, которые связаны с изменением ее частоты излучения. Нота «до» вытягивает клетку в длину, звучание «ре» меняет окраску, делая клетку очень яркой. Следует заметить, что тональность «ре мажор» воспринимается визионерами – людьми, которые воспринимают звуки в цвете, - как желтый, солнечный цвет. Нота «ля» окрашивает клетку в розовый цвет.

Любой звук может выступать патологическим фактором, если он связан с уровнем громкости, превышающим 100 дБ. Врачи отмечают, что 80% молодых людей, обратившихся к ним по поводу звона в ушах и снижения слуха, являются частыми посетителями дискотек или любителями плеера. Уровень шума на дискотеках, как и на рок-концертах, достигает 140дБ. Учитывая тесную связь ушей с почками, состояние которых, в свою очередь, влияет на репродуктивную способность человека, можно утверждать, что одной из причин импотенции у мужчин и бесплодия у женщин является перегрузка слуха. А частое использование плеера для прослушивания рок-музыки с низкочастотными ритмами действует негативно не только на слуховой, но и на другие сенсорные центры, что приводит к головной боли и может спровоцировать опухоль мозга.

Принцип октавы или изоморфизма позволяет переходить от высоких частот к низким и наоборот, без искажения гармонической связи колебаний. Поэтому любые колебания можно перевести в область акустического звучания и услышать музыку мозга, сердца, небесных сфер и всего космоса. В книге А. Цветаевой «Моя Сибирь» рассказывается об известном московском звонаре, который обладал даром слышать тональность звучания человека. Так, тональность известной поэтессы Марины Цветаевой он определял как «си бемоль», а Бетховен считал Гете человеком в « ре мажоре». Это согласуется с представлением древней китайской медицины о том, что 12 парных энергетических каналов соотносятся с 12-ступенчатым звуковым музыкальным рядом, т.е. каждому каналу соответствует своя тональность. Поскольку у разных людей различное соотношение силы и слабости энергетических каналов, определяющая тональность является индивидуальной характеристикой человека.

 

Все может музыкой звучать: планеты и трава,

И сердца грустного печаль , и неба синева.

Всю гамму чувств на миражи в ней можно разложить,

Ведь музыка - тот храм души, где ей привольно жить!

 

Могущество музыки безгранично! В веселье и в радости, в трудных испытаниях и в дальнем походе, в пекле войны и на космической орбите – всюду музыка «нам жить и любить помогает». Все, чем живет душа человеческая, выражается в звуках музыки и понимается каждым человеком без перевода. Она воздействует на эмоциональную сферу, по закону резонанса вызывая ответные переживания. Музыка, построенная на диссонансах, лишенная гармонической основы, разрушает организм в самой его основе. Вот почему так опасна современная рок-музыка с ее какофонией и низкочастотными ритмами, которые негативно влияют на биоритмы мозга, вводя человека в транс.

Известный тенор Хосе Каррерас признался, что в борьбе с тяжелым заболеванием (лейкемией) ему очень помогла музыка Рахманинова, особенно Второй концерт для фортепьяно. Почему? Он ответить не смог. Было ли это его личным музыкальным пристрастием или в основе феномена лежат более глубокие причины? Попытаемся ответить на этот вопрос, вспомнив обстоятельства написания этого произведения.

Рахманинов создал этот свой концерт после продолжительной глубокой депрессии, вызванной внезапной смертью П.И. Чайковского и провалом своего Первого фортепьянного концерта. Родные и друзья прилагали все усилия, чтобы вернуть молодого композитора к активной жизни, но он не подходил к любимому инструменту, безучастно лежа на диване, и любому человеческому общению предпочитал общество своего пса. Однажды друзья уговорили его встретиться с Л.Н. Толстым, имя которого было для него священным, но и этот визит ожидаемых результатов не дал. Наставления великого старца, его призыв к артистическому и человеческому самопознанию не смогли преодолеть полного равнодушия Рахманинова ко всему на свете. Почти потеряв надежду вернуть молодого человека к нормальной жизни, родные уговорили его обратиться к модному тогда доктору Далю, который лечил с помощью внушения.

Что вы хотите, чтобы я ему внушил? – спросил Даль. – Чтобы он написал фортепьянный концерт – ответили родственники. И произошло чудо! После нескольких сеансов к композитору вернулась вера в свои силы и желание творить. Он вспоминал: «Изо дня в день я слышал повторяющуюся гипнотическую формулу «вы начнете писать концерт; вы будете работать с полной легкостью. Концерт получится прекрасный» Всегда одно и то же без пауз. И хотя это может показаться невероятным, лечение действительно помогло мне… Я обрел веру в свои силы и мог теперь позволить себе думать об осуществлении заветной мечты: полностью посвятить два года сочинению». Так появился Второй фортепьянный концерт. В этой музыке отразилось душевное обновление ее создателя, несокрушимая вера в свои силы, ощущение радости жизни. Эти эмоции, безусловно, передаются слушателям, по закону резонанса пробуждая в их душе подобные чувства. Возможно, именно этот заряд жизнелюбия и веры в себя помог певцу преодолеть тяжелый недуг.

Такое предположение находит подтверждение в признании Л.Н. Толстого: «Музыка сразу переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое».

Еще в древности существовали представления, что физиологические функции организма человека и структура музыкальных произведений в основе своей имеют общие закономерности. Поэтому музыка оказывает не только эмоциональное воздействие, но и способна вызывать физиологические изменения. Древние мыслители Пифагор, Аристотель, Платон и другие писали, что музыка отражает порядок и гармонию Вселенной и способна восстанавливать нарушенную гармонию в человеческом организме.

Воздействие музыки на организм проявляется не только на эмоциональном, но и на физиологическом уровне. Результаты работы биофизика С.Э.Шноля с сотрудниками показали, что физиологические процессы реагируют определенным образом на структуру музыки, ее темп и тональность. Так, коротким музыкальным фразам порядка нескольких секунд соответствуют быстрые реакции организма на однократные внешние сигналы. Музыкальные фразы длительностью 1 –3 минуты вызывают длительную мобилизацию организма, а музыкальные произведения продолжительностью 10 –30 минут производят общую перестройку физиологического режима.

Немаловажную роль играет и музыкальный ритм. Он действует на динамику физиологических процессов, особенно сердечно-сосудистую и дыхательную системы через резонанс. Отмечено, что маршевый ритм близок к ритму сердечных сокращений, стимулируя работу сердца, вальсовый – к ритму дыхания, а ритм колыбельной - к ритму дыхания во сне. Психологи отмечают, что остро ритмичная музыка снижает эмоциональность, у человека возникает чувство безразличия или агрессивность. Классическая же музыка повышает эмоциональное восприятие, обостряя эстетическое чувство красоты и гармонии мира.

Тонизирующим эффектом обладает громкая мажорная музыка быстрого темпа и энергичного ритма. Успокаивающее, расслабляющее действие создает музыка минорная, медленная, спокойная и тихая. Заметным оздоровительным эффектом обладает пение, особенно хоровое. Мелодичные, распевные народные или духовные песни благотворно влияют на нервную и дыхательную систему, гармонизируют внутренние биоритмы организма, увеличивают психическую энергию. Не напрасно известный композитор Дмитрий Кабалевский ратовал за то, чтобы в школах были обязательные уроки пения, которые позволяют ученикам снять напряжение и усталость от школьных занятий. Медики проводили исследования среди детей, которые занимались хоровым пением, и установили, что ребята, поющие в хоре, меньше болеют простудными заболеваниями и лучше переносят учебные нагрузки в школе. Они спокойнее и собраннее на уроках. Пение имеет не только дыхательный, но и эмоциональный аспект. Оно влияет на настроение и в целом на состояние нервной системы. Здесь нет места депрессии, унынию, даже если песня была печальной. А эмоциональное сопереживание обогащает и развивает душу поющего человека, дает возможность творческой самореализации.

Но всякое ли общение с музыкой равноценно? Всегда ли прослушивание даже классических, гармоничных произведений дает положительный эффект?

С внедрением компьютерных цифровых технологий в запись и воспроизведение музыки характер музыки изменился. Знакомые мелодии уже не волнует душу, а порой просто раздражают. Биодинамические измерения показывают, что в поле цифровой музыки энергетика слушателя уменьшается и общее самочувствие ухудшается. Недаром длительное пребывание на дискотеке действует на человека одуряюще, вызывая либо чувство опустошенности, либо неуправляемую агрессию. О душевном комфорте нет и речи. У особо страстных поклонников дискотеки быстро развивается неврастения, падает слух.

Но особенно вредно для энергосистемы человека прослушивание музыки с компакт-диска через наушники. В этом случае поток разрушающей энергии вливается непосредственно в мозг через слуховые каналы, подавляя естественные биоритмы и заменяя их «маятниковыми» колебаниями. При этом страдает слуховой аппарат и центральная нервная система.

Эксперименты показали, что при прослушивании компакт-диска через наушники, аура вокруг головы исчезает, заменяясь маятниковой энергией, интенсивность которой зависит от громкости музыки. При этом искажается вся форма биополя вокруг тела человека: верхняя часть его вытягивается вперед, а нижняя – назад, образуя «хвост». После выключения музыки биополе здоровых людей восстанавливается в течение нескольких минут, но при частом или длительном прослушивании воздействие такой музыки может стать патогенным фактором для организма.

Появление маятниковой энергии при цифровом преобразовании и записи музыки связано с тем, что звуковая волна делится на части тактовыми импульсами, которые затем записываются в виде цифры в двоичном коде. При этом гармоничное колебание струны заменяется цифровым набором импульсов. В результате этого, при воспроизведении музыки, кроме звуковых частот имеются частоты, связанные с тактовыми и счетными импульсами компьютера, которые преобразуют гармоничную энергию музыки в маятниковую. Основная частота тактовых импульсов и первой паразитной гармоники обычно равна 44,8 кГц. Эта частота в два раза больше максимальной частоты звукового диапазона. Воздействие повреждающей частоты начинается при минимальной мощности, не превышающей 1 кВт. К счастью, при перезаписи музыки с компакт-диска на кассету через магнитофон маятниковая энергия исчезает. Иными словами, при этом процессе удается отсеять паразитные частоты.

Дальнейшие исследования показали, что «маятниковый» эффект возникает на низких частотах, в диапазоне менее 100 Гц и на высоких – более 30 кГц. Таким образом, на низких частотах энергетика организма разрушается звуками рок-музыки, а на высоких – ультразвуком, который губительно действует на целостность ДНК.

Цифровые технологии все больше внедряются в нашу жизнь и поэтому важно знать негативные последствия этих новейших достижений современной цивилизации.

Специально подобранные мелодии и ритмы составляют репертуар музыкотерапии, которая в течение почти двухсот лет успешно используется для лечения разного рода заболеваний. В Европе и Америке она применяется в психиатрических лечебницах, центрах реабилитации, в домах престарелых и как самостоятельная методика восстановления физического и душевного состояния человека. Существует аналитическая музыкотерапия, помогающая в лечении функциональных нарушений, психозов и неврозов. Музыкотерапия способна снимать острые боли, депрессию, страхи, восстанавливать сон, возвращать речь у больных после инсульта и память при тяжелых поражениях мозга. Прослушивание музыки Бетховена и Моцарта ускоряет заживление и рубцевание язв. Возможно, благотворно влияющие на людей мелодии являются архитипическими. Они помогают в проработке наиболее важных эмоций человека, закрытых в подсознании образов, проблем и комплексов.

Музыка используется и в акушерстве, снимая напряжение и боли у рожениц, и даже способствуя лучшему развитию новорожденных. Отмечено, что дети, матери которых во время беременности слушали классическую музыку, опережают в развитии своих сверстников. Если в палате для недоношенных детей звучит гармоничная музыка, они значительно быстрее прибавляют в весе. Для лучшего сна новорожденных применяется запись ритма сердцебиения матери. Специальную программу для помощи детям с различными отклонениями в развитии создал выдающийся немецкий композитор Карл Орф.

Чем более напряжен и несчастен ребенок, тем чувствительнее он к влиянию музыки. Общеизвестна талантливость детских рисунков – так же спонтанно и интуитивно дети превращают свои эмоции в звуки. Мать и ребенка соединяет единая психологическая атмосфера. Напряженность родителей часто реализуется в психологических проблемах детей. Ребенок реализует подсознательные образы и эмоции матери. Улучшая психологическое состояние родителей, можно снять проблемы у детей. Приобщение ребенка к миру искусства, игровое, личностное включение в шедевры мелодики позволяют пробудить дух творчества, скрытый в подсознании любого человека, и стать для ребенка первой ступенькой на пути духовного развития личности.

Музыка действует на организм не только на рефлекторном уровне, но и на уровне клетки, что делает ее важным экологическим фактором. Действуя на клетку акустическим полем, музыка способна изменять ритмы мозга, нормализовать мозговое кровообращение, синхронизировать активность полушарий мозга., менять скорость протекания межклеточных процессов и биохимию клеток. Эти наблюдения подтвердились в различных исследованиях.

В опытах, проведенных индийскими учеными со злаковыми растениями, при прослушивании ритуальной индийской музыки и произведений европейской классики растения ускоряли рост и созревание семян, при этом увеличилась масса отдельных зерен. Позднее результаты благотворного влияния музыки были подтверждены в опытах с огородными растениями и домашними животными. Объясняется это действием музыки непосредственно на биомолекулы клеток.

Чилийские ученые из университета Сантьяго установили, что улитки, слушавшие музыку, становились более подвижными, быстрее прибавляли в весе, а самки откладывали больше личинок. Не менее поразительными были результаты экспериментов с растениями. Под воздействием музыки лиственные растения быстрее росли, почки на ветвях быстрее набухали, а цвет листьев был намного ярче.

Прослушивание желанных мелодий, приятных слуху и сердцу человека, воспринимается с особенной силой, вызывая наслаждение, возникновение ярчайших ощущений, образов, напоминающих проявления быстрого сна или творческого вдохновения. Это - состояние катарсиса, душевного очищения. Во время сеанса музыкотерапии слушатель с закрытыми глазами может видеть поразительные по яркости зрительные образы, человек испытывает творческое потрясение. При этом уходят оковы отрицательных эмоций, освобождается творческое подсознание человека. Эмоции слушателя реализуются в шедеврах великих музыкантов, которые испытывали подобные чувства. Разбудить творческое подсознание - значит повлиять на состояние здоровья и всю творческую самореализацию.

При несоответствии психологического настроя слушателя и исполняемой музыки, возникают тягостные ощущения безразличия, скуки, эмоциональные и негативные реакции (кашель, беспокойные движения и т.п.). Это состояние получило название кессона, по аналогии с состоянием водолаза, когда он слишком быстро поднимается из глубины. Переход на чужой психологический уровень так же вреден для самочувствия человека.

Люди неповторимы, поэтому одна и та же мелодия может вызвать полярную реакцию: одни принимают ее восторженно, другие чувствуют затрудненное дыхание. Воздействие музыки может глубинно изменить личность человека, но это требует определенного времени.

 

Интересный эксперимент был проведен группой московских ученых на концерте научно-экспериментального концертного театра «Кантилена», одним из главных учредителей которого является общественная организация НООСФЕРНАЯ ДУХОВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ МИРА (НДЭАМ, Ассамблея Мира). Идея создания театра-лаборатории «Кантилена» принадлежит Президенту Ассамблеи Мира доктору философии, кандидату наук и кроме этого еще и замечательной обладательнице теплого меццо-сопрано Л.С.Гординой. Основной проект, который планирует реализовать творческая лаборатория: «Исследование гармонизирующего эффекта созидательного музыкального искусства на психосоматическое и биоэнергетическое состояние человека и окружающей среды» уже вызывает повышенный интерес в обществе. Вот что сказала в тот вечер в своем интервью известный ученый, летчик-испытатель, 101-кратная рекордсменка мира, Действительный член Ассамблеи Мира Марина Попович : «Все собравшиеся здесь сегодня в этом зале, в Доме ученых Черноголовки еще не до конца осознали, событие какой важности произошло 4 ноября 2006 года. Интуитивно мы все были настроены на нечто подобное, в конце концов, идея висела в воздухе. Ее воплощения давно ждут летчики, космонавты, моряки, нефтяники, да и все люди с нормальной, здоровой психикой. Сейчас представляется важным сделать эту работу государственной программой, с нормальным финансированием, потому что именно эта идея может стать основой оздоровления всей нации, российской культуры, и, прежде всего, это важно для людей с ослабленными здоровьем… Спасибо Любаше Гординой за оригинальное воплощение этой идеи на живых концертах. До этого еще никто не додумался. Я знаю о работах с записями, но вот так записать «дыхание» и реакцию зала, отвечающего на голоса замечательных исполнителей вокальной музыки – это происходит в моей жизни впервые».

В программу концерта-презентации были включены произведения В.-А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Леонкавало, М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Малашкина, А. Морозова, Фальво и других композиторов, которые прошли предварительное приборное тестирование. Подробные результаты исследований, проведенных на этом концерте опубликованы, в газетах, журналах, сайтах в Интернете. В данной статье хотелось бы подчеркнуть, что учеными сделан интересный вывод: возможно, уже в недалеком будущем слушатели смогут выбирать с помощью специалистов, как произведения, которые способствуют их оздоровлению, так и исполнителей, но уже с использованием объективных оценок по показаниям приборов. Именно такой подход позволит в перспективе изготавливать своего рода «музыкальные пилюли», которые смогут воздействовать на психосоматическое состояние адресно, после индивидуального обследования человека и выдачи «рецепта», содержащего резонансные частоты необходимых диапазонов. Подбирая соответствующие концертные программы, особенно «живой, музыки», а также другие музыкальные формы, можно (и нужно) привести свой дух, душу и тело в гармоничное состояние.

Почетный член НДЭАМ, философ, композитор и Духовный Учитель Шри Чинмой считает, что «музыка – это универсальный язык. Когда мы исполняем одухотворенную музыку, то для общения с другими нам не нужны знания никакого конкретного языка. Одухотворенная музыка очень близка к медитации, она несет в себе красоту и аромат безмолвия и послание внутренних, высших миров… Именно через музыку вселенское чувство единства может быть достигнуто в мгновение ока»