|
Сазеева Н. Н.,
доктор космофизики,
член НДЭАМ |
ЖИВИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ
Одной любви музыка
уступает,
Но и она - мелодия.
А.С. Пушкин
Человек – сложная колебательная система, создаваемая широким спектром
энергетических излучений клеток, органов, тканей и физиологических процессов
организма. Его жизнедеятельность определяется постоянным энергоинформационным
обменом с внешней средой.
Одним из важнейших экологических факторов для человека являются акустические
(механические) колебания. К ним относятся разного рода шумы и музыка. Влияние их
может быть как позитивным, так и негативным. Например, попадая в резонанс с
собственными колебаниями отдельных органов, шумы приводят к десинхронизации
биоритмов и мешают нормальной работе организма. Отмечено, что колебания с
частотой 37 Гц вызывают воспаление внутренних органов, а 16 Гц – расстройство
желудка. Колебания с частотой 7 Гц неблагоприятно действуют на мозг и ухудшают
зрение. С этим, вероятно, связано негативное влияние геомагнитных бурь на работу
организма.
К природным акустическим источникам относятся шум речной воды, ветра в ветвях
деревьев, гомон птиц и другие звуки. В большинстве своем они оказывает
благотворное влияние на психофизическое состояние человека. А городские и
производственные шумы (гул моторов, стук и скрежет металла, разного рода резкие
сигналы) десинхронизируют систему организма, что проявляется в чувстве
усталости, раздражения и болезненных ощущениях в разных частях тела.
Зная особенности реакции каждого органа на сочетание звуковых колебаний, в
древности составлялись целебные тексты – мантры. Позднее на их основе появились
методы звукотерапии.
Известно, что колокольный звон обладает бактерицидным действием, очищая
воздух от микробов и бактерий, которые гибнут, когда их собственные частоты
колебаний попадают в резонанс с частотами колокольного звона. В буддистских
храмах после службы помещение обходят с барабанным боем, флейтами и гонгами для
очищения воздуха. Французские ученые экспериментально доказали, что звуки
определенной частоты убивают раковые клетки. Исследования звуковых частот в
порядке хроматической гаммы показали, что звучание той или иной ноты изменяет
цвет и форму клеток, которые связаны с изменением ее частоты излучения. Нота
«до» вытягивает клетку в длину, звучание «ре» меняет окраску, делая клетку очень
яркой. Следует заметить, что тональность «ре мажор» воспринимается визионерами –
людьми, которые воспринимают звуки в цвете, - как желтый, солнечный цвет. Нота
«ля» окрашивает клетку в розовый цвет.
Любой звук может выступать патологическим фактором, если он связан с уровнем
громкости, превышающим 100 дБ. Врачи отмечают, что 80% молодых людей,
обратившихся к ним по поводу звона в ушах и снижения слуха, являются частыми
посетителями дискотек или любителями плеера. Уровень шума на дискотеках, как и
на рок-концертах, достигает 140дБ. Учитывая тесную связь ушей с почками,
состояние которых, в свою очередь, влияет на репродуктивную способность
человека, можно утверждать, что одной из причин импотенции у мужчин и бесплодия
у женщин является перегрузка слуха. А частое использование плеера для
прослушивания рок-музыки с низкочастотными ритмами действует негативно не только
на слуховой, но и на другие сенсорные центры, что приводит к головной боли и
может спровоцировать опухоль мозга.
Принцип октавы или изоморфизма позволяет переходить от высоких частот к
низким и наоборот, без искажения гармонической связи колебаний. Поэтому любые
колебания можно перевести в область акустического звучания и услышать музыку
мозга, сердца, небесных сфер и всего космоса. В книге А. Цветаевой «Моя Сибирь»
рассказывается об известном московском звонаре, который обладал даром слышать
тональность звучания человека. Так, тональность известной поэтессы Марины
Цветаевой он определял как «си бемоль», а Бетховен считал Гете человеком в « ре
мажоре». Это согласуется с представлением древней китайской медицины о том, что
12 парных энергетических каналов соотносятся с 12-ступенчатым звуковым
музыкальным рядом, т.е. каждому каналу соответствует своя тональность. Поскольку
у разных людей различное соотношение силы и слабости энергетических каналов,
определяющая тональность является индивидуальной характеристикой человека.
Все может музыкой звучать: планеты и трава,
И сердца грустного печаль , и неба синева.
Всю гамму чувств на миражи в ней можно разложить,
Ведь музыка - тот храм души, где ей привольно жить!
Могущество музыки безгранично! В веселье и в радости, в трудных испытаниях и
в дальнем походе, в пекле войны и на космической орбите – всюду музыка «нам жить
и любить помогает». Все, чем живет душа человеческая, выражается в звуках музыки
и понимается каждым человеком без перевода. Она воздействует на эмоциональную
сферу, по закону резонанса вызывая ответные переживания. Музыка, построенная на
диссонансах, лишенная гармонической основы, разрушает организм в самой его
основе. Вот почему так опасна современная рок-музыка с ее какофонией и
низкочастотными ритмами, которые негативно влияют на биоритмы мозга, вводя
человека в транс.
Известный тенор Хосе Каррерас признался, что в борьбе с тяжелым заболеванием
(лейкемией) ему очень помогла музыка Рахманинова, особенно Второй концерт для
фортепьяно. Почему? Он ответить не смог. Было ли это его личным музыкальным
пристрастием или в основе феномена лежат более глубокие причины? Попытаемся
ответить на этот вопрос, вспомнив обстоятельства написания этого произведения.
Рахманинов создал этот свой концерт после продолжительной глубокой депрессии,
вызванной внезапной смертью П.И. Чайковского и провалом своего Первого
фортепьянного концерта. Родные и друзья прилагали все усилия, чтобы вернуть
молодого композитора к активной жизни, но он не подходил к любимому инструменту,
безучастно лежа на диване, и любому человеческому общению предпочитал общество
своего пса. Однажды друзья уговорили его встретиться с Л.Н. Толстым, имя
которого было для него священным, но и этот визит ожидаемых результатов не дал.
Наставления великого старца, его призыв к артистическому и человеческому
самопознанию не смогли преодолеть полного равнодушия Рахманинова ко всему на
свете. Почти потеряв надежду вернуть молодого человека к нормальной жизни,
родные уговорили его обратиться к модному тогда доктору Далю, который лечил с
помощью внушения.
Что вы хотите, чтобы я ему внушил? – спросил Даль. – Чтобы он написал
фортепьянный концерт – ответили родственники. И произошло чудо! После нескольких
сеансов к композитору вернулась вера в свои силы и желание творить. Он
вспоминал: «Изо дня в день я слышал повторяющуюся гипнотическую формулу «вы
начнете писать концерт; вы будете работать с полной легкостью. Концерт получится
прекрасный» Всегда одно и то же без пауз. И хотя это может показаться
невероятным, лечение действительно помогло мне… Я обрел веру в свои силы и мог
теперь позволить себе думать об осуществлении заветной мечты: полностью
посвятить два года сочинению». Так появился Второй фортепьянный концерт. В этой
музыке отразилось душевное обновление ее создателя, несокрушимая вера в свои
силы, ощущение радости жизни. Эти эмоции, безусловно, передаются слушателям, по
закону резонанса пробуждая в их душе подобные чувства. Возможно, именно этот
заряд жизнелюбия и веры в себя помог певцу преодолеть тяжелый недуг.
Такое предположение находит подтверждение в признании Л.Н. Толстого: «Музыка
сразу переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал
музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в
другое».
Еще в древности существовали представления, что физиологические функции
организма человека и структура музыкальных произведений в основе своей имеют
общие закономерности. Поэтому музыка оказывает не только эмоциональное
воздействие, но и способна вызывать физиологические изменения. Древние мыслители
Пифагор, Аристотель, Платон и другие писали, что музыка отражает порядок и
гармонию Вселенной и способна восстанавливать нарушенную гармонию в человеческом
организме.
Воздействие музыки на организм проявляется не только на эмоциональном, но и
на физиологическом уровне. Результаты работы биофизика С.Э.Шноля с сотрудниками
показали, что физиологические процессы реагируют определенным образом на
структуру музыки, ее темп и тональность. Так, коротким музыкальным фразам
порядка нескольких секунд соответствуют быстрые реакции организма на однократные
внешние сигналы. Музыкальные фразы длительностью 1 –3 минуты вызывают длительную
мобилизацию организма, а музыкальные произведения продолжительностью 10 –30
минут производят общую перестройку физиологического режима.
Немаловажную роль играет и музыкальный ритм. Он действует на динамику
физиологических процессов, особенно сердечно-сосудистую и дыхательную системы
через резонанс. Отмечено, что маршевый ритм близок к ритму сердечных сокращений,
стимулируя работу сердца, вальсовый – к ритму дыхания, а ритм колыбельной - к
ритму дыхания во сне. Психологи отмечают, что остро ритмичная музыка снижает
эмоциональность, у человека возникает чувство безразличия или агрессивность.
Классическая же музыка повышает эмоциональное восприятие, обостряя эстетическое
чувство красоты и гармонии мира.
Тонизирующим эффектом обладает громкая мажорная музыка быстрого темпа и
энергичного ритма. Успокаивающее, расслабляющее действие создает музыка
минорная, медленная, спокойная и тихая. Заметным оздоровительным эффектом
обладает пение, особенно хоровое. Мелодичные, распевные народные или духовные
песни благотворно влияют на нервную и дыхательную систему, гармонизируют
внутренние биоритмы организма, увеличивают психическую энергию. Не напрасно
известный композитор Дмитрий Кабалевский ратовал за то, чтобы в школах были
обязательные уроки пения, которые позволяют ученикам снять напряжение и
усталость от школьных занятий. Медики проводили исследования среди детей,
которые занимались хоровым пением, и установили, что ребята, поющие в хоре,
меньше болеют простудными заболеваниями и лучше переносят учебные нагрузки в
школе. Они спокойнее и собраннее на уроках. Пение имеет не только дыхательный,
но и эмоциональный аспект. Оно влияет на настроение и в целом на состояние
нервной системы. Здесь нет места депрессии, унынию, даже если песня была
печальной. А эмоциональное сопереживание обогащает и развивает душу поющего
человека, дает возможность творческой самореализации.
Но всякое ли общение с музыкой равноценно? Всегда ли прослушивание даже
классических, гармоничных произведений дает положительный эффект?
С внедрением компьютерных цифровых технологий в запись и воспроизведение
музыки характер музыки изменился. Знакомые мелодии уже не волнует душу, а порой
просто раздражают. Биодинамические измерения показывают, что в поле цифровой
музыки энергетика слушателя уменьшается и общее самочувствие ухудшается. Недаром
длительное пребывание на дискотеке действует на человека одуряюще, вызывая либо
чувство опустошенности, либо неуправляемую агрессию. О душевном комфорте нет и
речи. У особо страстных поклонников дискотеки быстро развивается неврастения,
падает слух.
Но особенно вредно для энергосистемы человека прослушивание музыки с
компакт-диска через наушники. В этом случае поток разрушающей энергии вливается
непосредственно в мозг через слуховые каналы, подавляя естественные биоритмы и
заменяя их «маятниковыми» колебаниями. При этом страдает слуховой аппарат и
центральная нервная система.
Эксперименты показали, что при прослушивании компакт-диска через наушники,
аура вокруг головы исчезает, заменяясь маятниковой энергией, интенсивность
которой зависит от громкости музыки. При этом искажается вся форма биополя
вокруг тела человека: верхняя часть его вытягивается вперед, а нижняя – назад,
образуя «хвост». После выключения музыки биополе здоровых людей
восстанавливается в течение нескольких минут, но при частом или длительном
прослушивании воздействие такой музыки может стать патогенным фактором для
организма.
Появление маятниковой энергии при цифровом преобразовании и записи музыки
связано с тем, что звуковая волна делится на части тактовыми импульсами, которые
затем записываются в виде цифры в двоичном коде. При этом гармоничное колебание
струны заменяется цифровым набором импульсов. В результате этого, при
воспроизведении музыки, кроме звуковых частот имеются частоты, связанные с
тактовыми и счетными импульсами компьютера, которые преобразуют гармоничную
энергию музыки в маятниковую. Основная частота тактовых импульсов и первой
паразитной гармоники обычно равна 44,8 кГц. Эта частота в два раза больше
максимальной частоты звукового диапазона. Воздействие повреждающей частоты
начинается при минимальной мощности, не превышающей 1 кВт. К счастью, при
перезаписи музыки с компакт-диска на кассету через магнитофон маятниковая
энергия исчезает. Иными словами, при этом процессе удается отсеять паразитные
частоты.
Дальнейшие исследования показали, что «маятниковый» эффект возникает на
низких частотах, в диапазоне менее 100 Гц и на высоких – более 30 кГц. Таким
образом, на низких частотах энергетика организма разрушается звуками рок-музыки,
а на высоких – ультразвуком, который губительно действует на целостность ДНК.
Цифровые технологии все больше внедряются в нашу жизнь и поэтому важно знать
негативные последствия этих новейших достижений современной цивилизации.
Специально подобранные мелодии и ритмы составляют репертуар музыкотерапии,
которая в течение почти двухсот лет успешно используется для лечения разного
рода заболеваний. В Европе и Америке она применяется в психиатрических
лечебницах, центрах реабилитации, в домах престарелых и как самостоятельная
методика восстановления физического и душевного состояния человека. Существует
аналитическая музыкотерапия, помогающая в лечении функциональных нарушений,
психозов и неврозов. Музыкотерапия способна снимать острые боли, депрессию,
страхи, восстанавливать сон, возвращать речь у больных после инсульта и память
при тяжелых поражениях мозга. Прослушивание музыки Бетховена и Моцарта ускоряет
заживление и рубцевание язв. Возможно, благотворно влияющие на людей мелодии
являются архитипическими. Они помогают в проработке наиболее важных эмоций
человека, закрытых в подсознании образов, проблем и комплексов.
Музыка используется и в акушерстве, снимая напряжение и боли у рожениц, и
даже способствуя лучшему развитию новорожденных. Отмечено, что дети, матери
которых во время беременности слушали классическую музыку, опережают в развитии
своих сверстников. Если в палате для недоношенных детей звучит гармоничная
музыка, они значительно быстрее прибавляют в весе. Для лучшего сна новорожденных
применяется запись ритма сердцебиения матери. Специальную программу для помощи
детям с различными отклонениями в развитии создал выдающийся немецкий композитор
Карл Орф.
Чем более напряжен и несчастен ребенок, тем чувствительнее он к влиянию
музыки. Общеизвестна талантливость детских рисунков – так же спонтанно и
интуитивно дети превращают свои эмоции в звуки. Мать и ребенка соединяет единая
психологическая атмосфера. Напряженность родителей часто реализуется в
психологических проблемах детей. Ребенок реализует подсознательные образы и
эмоции матери. Улучшая психологическое состояние родителей, можно снять проблемы
у детей. Приобщение ребенка к миру искусства, игровое, личностное включение в
шедевры мелодики позволяют пробудить дух творчества, скрытый в подсознании
любого человека, и стать для ребенка первой ступенькой на пути духовного
развития личности.
Музыка действует на организм не только на рефлекторном уровне, но и на уровне
клетки, что делает ее важным экологическим фактором. Действуя на клетку
акустическим полем, музыка способна изменять ритмы мозга, нормализовать мозговое
кровообращение, синхронизировать активность полушарий мозга., менять скорость
протекания межклеточных процессов и биохимию клеток. Эти наблюдения
подтвердились в различных исследованиях.
В опытах, проведенных индийскими учеными со злаковыми растениями, при
прослушивании ритуальной индийской музыки и произведений европейской классики
растения ускоряли рост и созревание семян, при этом увеличилась масса отдельных
зерен. Позднее результаты благотворного влияния музыки были подтверждены в
опытах с огородными растениями и домашними животными. Объясняется это действием
музыки непосредственно на биомолекулы клеток.
Чилийские ученые из университета Сантьяго установили, что улитки, слушавшие
музыку, становились более подвижными, быстрее прибавляли в весе, а самки
откладывали больше личинок. Не менее поразительными были результаты
экспериментов с растениями. Под воздействием музыки лиственные растения быстрее
росли, почки на ветвях быстрее набухали, а цвет листьев был намного ярче.
Прослушивание желанных мелодий, приятных слуху и сердцу человека,
воспринимается с особенной силой, вызывая наслаждение, возникновение ярчайших
ощущений, образов, напоминающих проявления быстрого сна или творческого
вдохновения. Это - состояние катарсиса, душевного очищения. Во время сеанса
музыкотерапии слушатель с закрытыми глазами может видеть поразительные по
яркости зрительные образы, человек испытывает творческое потрясение. При этом
уходят оковы отрицательных эмоций, освобождается творческое подсознание
человека. Эмоции слушателя реализуются в шедеврах великих музыкантов, которые
испытывали подобные чувства. Разбудить творческое подсознание - значит повлиять
на состояние здоровья и всю творческую самореализацию.
При несоответствии психологического настроя слушателя и исполняемой музыки,
возникают тягостные ощущения безразличия, скуки, эмоциональные и негативные
реакции (кашель, беспокойные движения и т.п.). Это состояние получило название
кессона, по аналогии с состоянием водолаза, когда он слишком быстро поднимается
из глубины. Переход на чужой психологический уровень так же вреден для
самочувствия человека.
Люди неповторимы, поэтому одна и та же мелодия может вызвать полярную
реакцию: одни принимают ее восторженно, другие чувствуют затрудненное дыхание.
Воздействие музыки может глубинно изменить личность человека, но это требует
определенного времени.
Интересный эксперимент был проведен группой московских ученых на концерте
научно-экспериментального концертного театра «Кантилена», одним из главных
учредителей которого является общественная организация НООСФЕРНАЯ
ДУХОВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ МИРА (НДЭАМ, Ассамблея Мира). Идея создания
театра-лаборатории «Кантилена» принадлежит Президенту Ассамблеи Мира доктору
философии, кандидату наук и кроме этого еще и замечательной обладательнице
теплого меццо-сопрано Л.С.Гординой. Основной проект, который планирует
реализовать творческая лаборатория: «Исследование гармонизирующего эффекта
созидательного музыкального искусства на психосоматическое и биоэнергетическое
состояние человека и окружающей среды» уже вызывает повышенный интерес в
обществе. Вот что сказала в тот вечер в своем интервью известный ученый,
летчик-испытатель, 101-кратная рекордсменка мира, Действительный член Ассамблеи
Мира Марина Попович : «Все собравшиеся здесь сегодня в этом зале, в Доме ученых
Черноголовки еще не до конца осознали, событие какой важности произошло 4 ноября
2006 года. Интуитивно мы все были настроены на нечто подобное, в конце концов,
идея висела в воздухе. Ее воплощения давно ждут летчики, космонавты, моряки,
нефтяники, да и все люди с нормальной, здоровой психикой. Сейчас представляется
важным сделать эту работу государственной программой, с нормальным
финансированием, потому что именно эта идея может стать основой оздоровления
всей нации, российской культуры, и, прежде всего, это важно для людей с
ослабленными здоровьем… Спасибо Любаше Гординой за оригинальное воплощение этой
идеи на живых концертах. До этого еще никто не додумался. Я знаю о работах с
записями, но вот так записать «дыхание» и реакцию зала, отвечающего на голоса
замечательных исполнителей вокальной музыки – это происходит в моей жизни
впервые».
В программу концерта-презентации были включены произведения В.-А. Моцарта, Ф.
Шуберта, Р. Леонкавало, М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Малашкина, А. Морозова,
Фальво и других композиторов, которые прошли предварительное приборное
тестирование. Подробные результаты исследований, проведенных на этом концерте
опубликованы, в газетах, журналах, сайтах в Интернете. В данной статье хотелось
бы подчеркнуть, что учеными сделан интересный вывод: возможно, уже в недалеком
будущем слушатели смогут выбирать с помощью специалистов, как произведения,
которые способствуют их оздоровлению, так и исполнителей, но уже с
использованием объективных оценок по показаниям приборов. Именно такой подход
позволит в перспективе изготавливать своего рода «музыкальные пилюли», которые
смогут воздействовать на психосоматическое состояние адресно, после
индивидуального обследования человека и выдачи «рецепта», содержащего
резонансные частоты необходимых диапазонов. Подбирая соответствующие концертные
программы, особенно «живой, музыки», а также другие музыкальные формы, можно (и
нужно) привести свой дух, душу и тело в гармоничное состояние.
Почетный член НДЭАМ, философ, композитор и Духовный Учитель Шри Чинмой
считает, что «музыка – это универсальный язык. Когда мы исполняем одухотворенную
музыку, то для общения с другими нам не нужны знания никакого конкретного языка.
Одухотворенная музыка очень близка к медитации, она несет в себе красоту и
аромат безмолвия и послание внутренних, высших миров… Именно через музыку
вселенское чувство единства может быть достигнуто в мгновение ока»
|