Тубольцев Ю.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ
КАШРУТ
И КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ

 

Информация признается свойством материи проявлять себя и является природным средством общения и взаимодействия. Информация – одна из высших ценностей бытия, необходимая для жизнедеятельности, её природный ресурс. И именно информация обеспечивает гармонию в природе и обществе.

Для сохранения и поддержания своего духовного и душевного здоровья человечество должно осуществлять целенаправленную деятельность в сфере духовно-экологического благополучия населения, обеспечивая энергоинформационные потребности человека на достойном этическом уровне. Духовность, дух человека связан с информационной составляющей.

За обеспечением энергоинформационного благополучия населения должны следить профессионально подготовленные эксперты из разных областей науки и искусства. Необходимо развивать культуру управления информацией, что является основным фактором прогресса общества, главным условием формирования совести человечества, то есть жизни в соответствии с едиными законами мироздания. Необходим эволюционный переход от техносферной организации жизнедеятельности (когда интересы бизнеса насильственно порабощают волю и сознание людей) к духовно-экологической, ноосферной.

Защита духовно-экологических энергоинформационных прав человека не может и не должна зависеть от ведомственных, научных, политических, религиозных, экономических или иных интересов отдельных организаций или граждан.

Не допускается использование информации и средств её передачи с целью умышленного нанесения ущерба государству, обществу, природе, гражданам, среде обитания. Бесконтрольный энергоинформационный обмен может вызвать экологическую катастрофу. Право должно распространяться на информационное пространство людей, искусство и творчество, которые не должны нарушать этику. Необходим «информационный кашрут». Этическую кашерность любой информации можно и нужно измерять с помощью экспертов в соответствии с разработанными экспертными шкалами. Создание таких экспертных советов по оценке и отбору инфо-энергии для формирования благоприятной для личностого роста людей и гармоничной жизнедеятельности ноосферы – важная задача современности. Ноо-Конституция определяет Ноосферу как сферу сознания, где силой разума установлено и сохраняется гармоничное взаимодействие всех жизненных факторов на основе духовных ценностей. Совершенствовать Ноосферу необходимо путем осуществления мер улучшения духовной экологии... Деятельность по достижению и поддержанию духовно-экологического благополучия населения является приоритетной для современного общества.

Ноосферная этико-экологическая конституция человечества выступает за установление планетарного этико-экологического мониторинга за этико-экологической ситуацией, формирование жизнеутверждающего неконфликтного мировоззрения. Никакие идеологии или учения, культурные традиции или обычаи не могут быть признаны господствующими, единственно возможными и правильными или же исключительно истинными и являться поэтому причиной дискриминации носителей другого учения. Все культуры равноценны, равнозначимы и равноправны.

Неотъемлемое свойство любого дискурса современности - непрекращающиеся разногласия, рассогласования, противостояния точек зрения, полифонический диалогизм.

Уходит в прошлое эпоха модерна, когда ведется такое обоснование и оправдание некоей речевой мировоззренческой практики, что все остальные речевые практики ставятся в подчиненное положение. Ни одна идеология современности не должна претендовать на всеобщность, то есть на статус единственно истинной, иначе она будет притеснять другие альтернативные наррации.

Во всяком притязании на монопольное обладание истиной заложен имплицитный тоталитаризм. А с таким притязанием, к сожалению, выступают все большие идеологии общества модерна, которые теснейшим образом связаны с властью.

Утверждение одной из языковых игр в качестве универсальной совпадает с утверждением универсальности определенной социальной системы.

Постмодерн, к которому наше общество должно стремиться (по определению Ж. Ф. Лиотара) – это недоверие к метарассказам (метаповествованиям, метаисториям, метадискурсам) - к большим идеологиям. При критическом, плюралистическом и терпимом отношении к разным идеологиям существование человека в мире радикально меняется. Нет и не может быть универсального языка, универсальных идеологий, как нет и не может быть универсальной рациональности, есть лишь различные "языковые игры". Никакой метапрескрипции (метаобъяснения), общей всем языковой играм, установить невозможно и не нужно, всякое притязание на создание общеобязательных правил и норм обязательно несет в себе опасность террора. Поэтому ни в коем случае не нужно строить каких-нибудь однозначных, предписательных концепций существования человека в мире.

Нет и не может быть общих правил дискурса, становятся неприемлимыми любые правила и принципы, претендующие на всеобщность, неизменность, "тотальное господство". Не должно быть нерефлексивного отношения к метанаррациям.

Господствующий признак культуры эпохи постмодерна – эклектизм. Консенсус стал устаревшей и подозрительной ценностью.

Каждый из дискурсов имеет свои правила и свое собственное право и их спор не может быть сглажен никаким всеобщим пониманием.

Важнейшей ценностью является нередуцированная множественность языковых игр.

В современной картине мира понятия "центра" и "переферии" теряют смысл. Прежде единое социальное целое расщепляется на множество равноценных, равнозначимых и равноправных, альтернативных друг другу "нарраций", мировоззрений, идеологий, образов жизни.