Инна Богачинская
«СЕБЯ Я
ПРЕДОСТАВИЛА ДОБРУ…»
|
|
Весь в мелких кудрях шоколадного цвета пёс Фома в недоумении. Он заходит к
нам с разных сторон. Заглядывает в глаза. И как-то очень грустно опускает
голову. На пол летят мягкие белоснежные перья.
- Вам, может быть, неприятна эта работа? – прямо в меня – два тёмно-карих
сострадания в раскосой оправе.
Разделываем перепёлок в 4 руки. Потом Белла вложит их в духовку. И в мастерской
запахнет костром, пряностью едва прихваченного огнём мяса и ещё чем-то
неуловимым и дурманящим.
Телефон то и дело звонит.
- Жарю, воспитываю детей, - отвечает она на нескончаемую вереницу вопросов. Но –
ни слова о работе. О том, что совсем скоро выйдут 2 книги, в которых собраны
последние стихи, переводы и проза. О том, что надо писать очередную статью. О
стихах, которые исходят из всего её облика.
Каждый день – обрыв какой-то грани и зачатие новой. Достаточно ли сделано?
Вопрос этот неизменен. Он тревожит все творческие души.
«Творить – значит убивать смерть», - удивительно ёмкая мысль Ромэна Роллана. По
каплям, по мучительным строчкам воспроизводить окружающий мир и себя в нём. Всё,
что не даёт покоя, что прорывается безудержным ливнем, падает скошенной травой,
замирает тысячеголосым шорохом, отражается остывшей звездой.
Страшно было: страшусь и спешу,
Есмь сегодня, а буду ли снова?
…Многоликая мастерская художника с красками и неоконченными картинами, с камином
и крохотной ёлкой, стоящей на высоких подпорках; с тетрадным листком над газовой
плитой – «Как готовить бифштекс» – кажется, поглощает своей огромностью эту
маленькую женщину. Но обманчиво впечатление. В самом деле мастерская наполнена
её духом. Её неслышной, как бы извиняющейся походкой (не слишком ли много шума
производят движения?). Её «усечённой полумглой зрачка», в котором – «открытый
взор славянства» и ещё что-то ускользающе-грустное, как два блуждающих огня. И
её голосом, неторопливым, совсем школьным…
И перемен скорейших
Ей предстоит удача и печаль…
…С детства Белла Ахмадулина была убеждена в том, что будет заниматься
литературой. Сначала она писала, по её словам «чудовищные стихи». Но в 8-м
классе на её долю выпал неожиданный и непонятный для неё успех. Это было на
одном из заседаний литературного кружка. Она читала свои стихи. Их безоговорочно
признали. И под общие ликующие возгласы наградили её званием поэтессы.
Белла неслась домой. Над остановившимися впопыхах деревьями. Над узкой
расщелиной Ордынки. Над тихим пламенем буквы «М» с её тёплым дыханием,
принимающим всех в хитроумные сплетения подземки.
О, эта ни с чем не сравнимая сладость первого головокружения! И вдруг…
- Прямо у моего дома раздавленной на снегу калиной заалели следы крови. Под
машиной погибла моя собака. С тех пор я всегда соотносила видимость
поверхностной удачи с истинной печалью.
Для неё, «плачущей любою мышцей в теле», страшнее всего самодовольство и сытость
– визитные карточки напыженных самозванцев. Канатоходка, балансирующая над
бездной. Вся – неуверенность и беззащитность. («И вдруг я подумала, что он добро
и точно разгадал за всеми рассказами мою истинную неуверенность и печаль. –
Спасибо вам, - сказала я. И это «спасибо» запело и заплакало во мне»).
И вместе с тем – внутренний стержень, от которого не отступает в любых поисках:
«Себя я предоставила добру…» И вызов абажуру в разводах и дешёвой вертлявости
канарейки – тому, что так любовно взращивается и лелеется обывательской
посредственностью: «Как жжётся этот раскалённый ад, который именуется уютом».
- Хочу писать так, чтобы людям становилось легче. Тихо, просто и несуетно. А
пока… не то у меня получается… Хочу писать больше прозы. Почему? Даже не знаю
сама.
Внешностью – совсем девочка. Одета просто, по-мальчишески. Коричневые брюки,
рубаха с большим, чуть приподнятым воротником. Ничего показного. Всё искренне и
естественно. И открыта для всех, и заперта внутри себя с чем-то своим,
недосказанным и неразрешимым.
Жизнь не ровна. То несётся, не разбирая дороги, порывистая и обманчивая, как
флиртующий ветер. То – сдавленная, захлебнувшаяся немотой. Но всегда остаётся
одно – то, что не изменяет и не предаёт. Свой остров. Своё убежище. Своя икона.
- Пушкин… Всё в этом имени. Живое, человеческое. Неоценимый подарок – любоваться
его личностью. Так зримо. Как будто бы не было злой неумолимости пули. Жить его
душой и страстью. Этого хватит на целую жизнь. И когда – булыжники, и когда –
асфальт.
Вот Белла Ахмадулина читает стихи. Чего в ней больше – голоса или глаз?..
«Нетерпение и талант, и счастливая углублённость в своё дело – лучше этого не
бывает ничего на свете», – напишет она в своём рассказе «На Сибирских дорогах».
***
…Ухожу из мастерской в проседь январского дня. Каждой клеткой вплетаюсь в
геометрию проспектов и церквей, в угловатый рисунок переулков. А рядом со мной
странствует голос Поэта. Он сливается с диалогами машин, с музыкой нечаянностей
и соблазнов.
И я уже не могу различить, откуда исходит его незатейливая мелодия:
Мне нравится, что жизнь всегда права,
Что празднует в ней вечная повадка –
Топырить корни, ставить дерева
И меж ветвей готовить плод подарка.
Инна Богачинская
1974 г.
|