|
Эрнест СТЕФАНОВИЧ,
член Союза писателей России
член Правления НДЭАМ,
|
ЖИЗНЕПИСАНИЕ ЖИВОПИСЦА
…творческое прочтение книги Л. Байрамовой – КУРБЕ: очерки биографии и творчества
незаурядного и самобытного французского художника ХIХ в., М., "Белый город",
2006, – когда читатель – соавтор, а не потребитель информации, и его ЭССЕ
означает: Экспозе С Сатирою Едины…
Он стал художником.
Всю жизнь не мог скрывать
Того, что очевидно:
Хорошую картину
Жалко продавать,
Плохую – очень стыдно!
Э. С.
За сорок недель до рождения Гюстава Курбе его уже довольно ясно срежиссировал
отец Режис. Тем не менее, матери вдруг приспичило лезть за сыном в капусту
посреди новогодней ночи. И в такой темноте, что никто не увидел, произошло это
событие до или после нуля.
Поэтому рождение младенца стали отмечать дважды в год. А потом и вовсе биографы
все перепутали, нарисовав дату рождения десятого чтиюня, а тридцать первое
гдекабря сделали числом смерти!
Первое, что натурально увидел Гюставчик, была довольно не бесплатная акушерская
помощь, понятно, кверху ногами. Происходил очередной рост инфляции, поэтому
начал расти и плод любви, даже некоторое время – без отрыва от пуповины.
Несмотря на то, что родился не с той ноги, его своевременно и ухватисто
спеленали и бережно, словно снаряд, уложили на хранение к друзьям по счастью.
С родительницей он познакомился, когда она вдруг зажала ему нос, чтобы
новоявленный гений распахнул рот и начал всемирно известный процесс питания.
К его удивлению, при обмене веществ никто никого не обманул, а родителей вообще
не выбирают. Может, и было в его матери что-то такое, не очень разумное, зато
доброе и вечное, и щекотное.
Казалось, что теперь коротай время соской, смотри да впитывай. Оказалось – не
казалось.
Не все так просто в жизни, а в жизни великих, тем более. Фамилия его отца была
Courbet. Гюставу она не нравилась, но беззащитного ребенка заставили взять ее
себе.
И тогда впервые у него появился страх. Перед жизнью, перед сильными мира сего
родными Жаном, Дезире и другими, которые сначала швыряли капустные кочерыжки в
невиновного аиста, а потом потребовали, чтобы их называли членораздельно, а не
слюняво гукали в ответ.
А женщины фермы Франш-Конте близ Орнана уже тогда приставали к нему с
непонятными:
– А-а-а-а!
– Пись-пись-пись!
Водили пальцами по деснам и совали туда ложку, приговаривая:
– Ам-ам!
Дальше – больше. Вплоть до того, что, наконец, в процессе обогащения себя всеми
знаниями, которые выработало человечество, Гюстав Курбе испытал то же чувство
одиночества, которое позже стало присуще основоположнику экспрессионизма Эдварду
Мунку.
Когда неистово орущего индивидуя поставили в безвыходные условия глухого угла
комнаты смеха, на прилегающих стенах плача появились его первые этюды не маслом
или разными акварелями, но более естественными возрасту консистенциями.
Сельский аптекарь, подняв палец, картинно рецептировал:
– Агвентум каки!
– Солюциум ссаки!
Это были работы "Крик" и "Голос", положившие начало циклу "Серьезно писать
стыдно". Обсуждения продолжались и в диалогической струе:
– Писать – как пúсать!
– Так несложно?..
– Когда терпеть аж невозможно!
Жаль, но последующие шаги Гюстика не позволили продолжить этот прекрасно начатый
видео-аудио-ряд портретного скотства.
Что делать, если на роду написано с грубыми ошибками?
Что мог намалевать Малевич, кроме "Черного квадрата"?
Или нагромоздить Пикассо, обожавший в кубовой играть в кубики?
А что накромсал неласковый Веласкес, который любил препарировать разных
зевномодных и слепопитающих и, – по воспоминаниям Ивана Николаевича Крамского, –
поэтому писал обнаженными нервами?
– Ой, на фиг столько буквочек?! – ужаснулся младший Курбе, впервые развернув
выцветшую газету.
– Весь в отца пошел, – зашептались домашние.
Оказалось, не пошел… в отца, а только в цветную рисовальную школу в Безансоне.
Где маэстро Шарль Флажуло ежедневно, сколь мог розговито, развивал дитя:
Дело умно выбирай,
По себе найти старайся.
Есть талант – не зарывай,
Нет его – не з а р ы в а й с я!
Вскоре обнаженный Гюстик звонко, будто в пустой таз, изливал в произведения
неповторимые потоки не только нервной, но и других систем.
Потому, наверно, и стоял в искусстве очень высоко и одиноко, выделяясь
настолько, что у него не было учеников. Пока не научился ходить по-настоящему.
И тогда, за много-много дней до грядущей сладкой славы, он ушел из жизни своих
близких и недалеких людей в даль действительности. Почему? Просто живописец рано
понял, что сейчас, сегодня – это вовсе не жизнь, точнее не настоящая жизнь, а
лишь строительство будущей.
Поэтому он неустанно менял школы жизни и живописи. Когда они кончились, и от
многих не осталось камня на камне, Курбе стал зрелым по Ф. Ницше.
То есть вернул себе серьезность, которую некогда явил в детских играх, –
простился с романтизмом в живописи и в неустанных поисках имени добрался до
реализма.
Что за художник – без имени?
Словно корова без вымени –
Что с немолочной возьмешь?
Словом, пускают под нож!..
Во избежание чего и нарисовались: сначала картины "Раненый" и "Погребение в
Орнане", а потом – автопортретные "Человек с трубкой", "Мужчина с трубкой" и
харизматичные "Дробильщики шоссейных камней". Вот когда еще во Франции была
заявлена проблема дураков и дорог!
Дорогу к натурализму художник проделал уже с разными другими: "Крестьяне из
Флажи, возвращающиеся с ярмарки", опять "Кюре, возвращающиеся с товарищеской
пирушки»".
Далее: "Встреча", которая одновременно и "Здравствуйте, господин Курбе", и даже
"Богатство, приветствующее гения", "Пожар" и, наоборот, "Море у берегов
Нормандии", реальная аллегория "Мастерская художника".
Последняя даже попала – кто бы мог в те времена подумать? – на обложку книги
искусной авторши аж третьего тысячелетия Лилии Байрамовой!
Углубляясь в натурализменное творчество, мастер прикоснулся не только к
изобразию обнаженщин из народа: "Веяльщицы", "Деревенские барышни", "Девушки на
берегу Сены". Но к пробуждению и взаимной чувственности: "Уснувшая пряха",
"Гамак", "Купальщица, спящая у ручья".
За каждой новой работой шли скандалы. Гюстава Курбе называли разрушителем всех
приличий, а натуру на полотнах – грубой и безобразной. Его "Купальщицы"
подверглись экзекуции хлыстом Наполеона III.
Плодам листва – убранство летом.
Вам, девы – роскошь туалетов.
Зачем? Забыли силу наготы?
Кто листья ест, не трогая плоды?
Вырисовывая фигурные композиции и отдельно внушительные фрагменты в сценах охоты
и ню: "Травля оленя", "Девушка с попугаем", "Купальщица", "Женщина с пуделем",
"Купальщицы", "Источник", – Гюстав пытался выдавать и речевые ландшафты:
– Я преодолел традицию, как хороший пловец переплывает реку: академики в ней
тонут!
– Все течет, все из… меня… ется!
Но так настрадался и нанюнился при передаче голой действительности, что в
сердцах оборотился и к ню-иронии:
– Не выпукливайся, кукла:
Я лишь выпукл, ты впукла! –
Понятно, что, встречаясь с податливыми парижанками, Курбе естественно пришел к
ненасыщенной фактуре мазка живойписи.
Однажды осенью так ненатурально долго насыщал чувственную цветовую палитру, стоя
на коленях перед входом в натурщицу, что его осенило: "Весь народ – из одних
ворот!"…
…Выйдя из них потрясенный, он лихорадочно набросал на холстах распахнуто голые
шедевры "Спящие", "Обнаженная" и "Происхождение мира".
Да, да, последнее произведение даже не во всех каталогах упоминается. Между тем:
Не естественно разве
Стать чувствительным, чтоб
Всю естественность грязи
Показать в микроскоп?
И мастер кисти натурально показал. Всем, кто хочет увидеть "Происхождение мира"
и другое ню, милости просим – загляните в здание бывшего вокзала Орсэ, Париж.
Понятно, что:
Вырази наисложнейшее простым –
И твое искусство назовут святым!..
Но ведь вот какая ситуевина: суета сует, или сюита суёт?
Какие б ни создали в мире шедевры,
А скрытые были и будут резервы…
И снова Гюстав в поисках, и все чаще заканчивает их на дне бокала, который то ли
сначала был наполнен до половины, то ли уже потом стал пуст – и тоже наполовину.
Легко сказать –
Оригинальности добиться:
Так пить, чтобы писать,
Писать, чтобы напиться?
Курбе то уходил в себя, то искал в толпах свободно вопрошающих: "Кому нести,
чего, куда"? – парижских коммунаров своего состаканника Пьера Жозефа Прудона.
Свобода слова?.. Это как
Своеобразный шумный брак
Меж сладкой правдой простаков
И горьким опытом веков!
Своего единомышленника, писателя и теоретика анархизма Гюстав изобразил на
картине "Прудон и его семья". Ах, какая великая дружба связывала их!
Только начнет один, например, развивать тему:
– Буриданов осел… – как другой уже соглашается:
– Буриданов – козел!
Едва один поднимет два растопыренных пальца перед какой-нибудь торговкой на
разлив, как уже другой проникновенно старой теперешнице объясняет:
– Да это не – "Мы победим!"! А – "Два по сто!"
Но, в конце концов, художник и уходит, и теряется окончательно. Где он, что с
ним?
Историю вершат моменты,
Когда свергают монументы, –
и поговаривали, что вместе с деклассированными друзьями он так классно погулял
на ломайской демонстрации 1971 года, что, декретно расправляясь в Комиссии
изящных искусств Парижской коммуны с музеями, "один за всех, и все на одного" –
сломал Вандомскую колонну. Поистине:
Эта страсть митинговая –
Первобытно не новая.
Поплакатная, устная –
Отражение чувства ли?
И мышление стадное –
Вряд кому-либо надное...
Первая в истории диктатура пролетариата разогнала все злачные и живописные
салоны, и безработные натурщицы с обольстительными фигурами речи и с широкими
фибрами души: "Коммунары – кому надо?!" – тоже двинулись на улицы.
Если вспомнить, что душа по-гречески – психе, то станет понятен их порыв:
О, вы, т е л е с н ы е психеи!
Виват! Свобода наготе:
Чтоб доходил разрез до шеи
И до колена – декольте!
Один разговор с теми, которым это было надо. А мужчин в приличной одежде,
которые не желали платить за сомнительное удовольствие, бунтарки, скрепя сердце
и собственные развилки ног, кастрировали на месте.
Говорят: все люди – братья…
Ну, а как же те, что в платьях?
И с порядочных сестер по декольте, но не по классу вожделения, срывали ценные
висюльки и кружевные лифы.
Но изгнанное правительство Луи Адольфа Тьера, жирующее в Версале, подсуетилось и
с помощью прусских солдат организовало свое возвращение. Тут они и схлестнулись.
На баррикадах. Где коммунары шли в последний и решительный бой, умирали, но не
сдавались.
Победительницами из борьбы с чужаками, но, оставаясь живыми, выбирались только
натурщицы. И выбирали лучших, и брали охотно пленных, особенно за известные
места, и после натуральной и денежной контрибуции отпускали восвояси.
Интервенты, сломив сопротивление парижан, усеяли трупами бланкистов и
сторонников Прудона не только Елисейские, но и другие мало-мальски известные
поля в округе. Печально, однако:
Свято право нации
На интертрепации! –
и еще долго идущие следом за великими свое видение последствий террора
выставляли на каждом вернисаже (фр. – лакировка!) именно так:
На поле лубочном немецкие трупы,
Французы победно стоят посредине…
– Где ж наши убитые? – зрители – тупо.
Натурщицы – остро: "На ихней картине!"
Меж тем, как брехня гоняющихся за мухами терьеров, повисли правдивые речи
оченевидцев. Которые всегда – тогда и до се:
Слоняются – п о д м у х о й, травят слухи,
В которых делают – с л о н а из м у х и...
По их версии, версальские слон-терьеры наладили Гюстава Курбе кормить Прасковью
Федоровну на нарах, а после обложения штрафом – ого-го-го! – в триста тысяч
франков на восстановление буржуйной статуелы – и вовсе в Швейцарию…
Рассказывали, будто гордый художник еще пытался как-то прыгать, переписываяя
свои же картины, но докатился до таких лишений, о которых его русский
современник поэт Федор Николаевич Глинка, писал: "Все колеса спрыгнуты с осей и
каждому колесу хочется на чужой оси повертеться"!
Хватал без закуси "ерша",
Скулил, как собачонка:
– Пью за свои – болит душа,
А на дурняк – печенка!
Но его советы начинающим были мудры и категоричны:
– Не делай то, что делаю я.
– Не делай то, что делают другие.
– Если сделаешь то, что некогда делал Рафаэль, тебя ждет ничто – самоубийство.
– Делай то, что видишь, что чувствуешь, что захочешь!
Утверждали, что так он с честно полученными – циррозом печени и квитанцией о
конфискации картин – в Ла-Тур-де-Пельц и упокоился.
А как все было в натуре? Кто-нибудь знает?
Что? Где? Как? Почему? Кто? Куда? –
Шесть вопросов... От них – никуда...
За окном пусто, серо, не выразительно, и ничего, кроме будущего, не видно. Более
того, ничего нельзя заметить написанного на замечательной стене стиля "Порокко"
в мемориальной квартире живописца. Ничего – и на другой, третьей и четвертой.
Тьма реакции.
Впрочем, ничего и не слышно. Ни самого начинателя натурализма Жана Дезире
Гюстава Курбе, и ничего о нем.
Где ты, мастер? Вязко висит на хищных орхидеях ушей тупая тишина. В ней – нет,
как нет, нам ответа.
И только за углом кошмарно голосят все из себя в оптимизме и даже в себе
ковыляющие клошары: "Подходи, не ленись, покупай живопись"!
Иллюстрации в тексте:
1) обложка книги Л. Байрамовой с фрагментом картины Г. Курбе "Мастерская
художника";
2) автопортрет Г. Курбе "Мужчина с трубкой";
3) "Встреча";
4) "Девушка с попугаем";
5) "Женщина с пуделем";
6) "Купальщица";
7) "Отдых";
8) "Купальщицы";
9) "Источник";
10) "Спящие".
|