|
Виктор Дроганов,
семейный психотерапевт |
КОНФЛИКТ, ПУТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ
И ЭКОЛОГИЯ
Конфликт, конфликтные отношения являются неотъемлемой частью нашей жизни.
Конфликт возникает тогда, когда действия одной личности затрагивают интересы,
ущемляют амбиции другой личности или унижают ее.
Но что интересно, довольно часто, мы наблюдаем, когда амбиции и интересы
ущемлены, а конфликта нет. Почему, одна и та же причина (ущемление интересов и
амбиций) приводит к различным последствиям? Ответ на этот вопрос дает гипотеза о
межличностных позициях.
Различают три межличностных позиции: Начальника (“пристройка сверху”),
Подчиненного (“пристройка снизу”) и Демократа (пристройка рядом, на равных)
С точки зрения данной гипотезы, конфликт возникает только в двух случаях:
1) когда оба партнера в межличностном контакте по отношению друг к другу
занимают позицию Начальника:
2) когда один из партнеров занимает позицию Начальника, а другой – Демократа;
т.е. конфликт возникает не из-за (чего-либо), а потому что (оба партнера
занимают позицию Начальника, или Начальника и Демократа.)
Конфликт не вечен, рано или поздно, он должен разрешиться. Разрешение
конфликта идет двумя путями: авторитарным и эгалитарным (демократическим). При
авторитарном пути разрешения конфликта один из партнеров побеждает и утверждает
свою позицию, другой проигрывает и становится на позицию Подчиненного. При
эгалитарном пути разрешения конфликта оба партнера отказываются от позиции
Начальника и переходят на позицию Демократа. Изменение позиции при авторитарном
пути разрешения конфликтов, чаще всего, происходит под воздействием аргумента
силы или угрозы ее применения, при эгалитарном – под действием логических
аргументов.
После разрешения конфликта партнеры переходят на бесконфликтное общение.
Бесконфликтное общение бывает двух типов: авторитарное и эгалитарное.
Авторитарные отношения построены на принципах неравноправного сотрудничества, по
типу “начальник” – “подчиненный”. Конфликты возникают между ними только в том
случае, если партнер, стоящий на позиции Подчиненного, почувствует, что у него
достаточно сил одержать победу над партнером, занимающим позицию Начальника.
Отсюда вытекает и профилактика конфликтов”. Начальник “ обязан время от времени
активно ущемлять амбиции “Подчиненного”. Если он этого не делает, то такое
поведение воспринимается “Подчиненным" как проявление слабости и провоцирует его
на конфликт.
Эгалитарные отношения построены на принципах равноправного сотрудничества, ни
один из партнеров не подчинен другому. При эгалитарных отношениях конфликт
возникает тогда, когда один из партнеров решил поменять позицию “Демократа”, на
позицию “Начальника”.
Согласно данной гипотезы, авторитарно-конфликтные межличностные отношения
являются нормой. К сожалению, нормой они являются только до тех пор, пока не
гипертрофируются. Но, судя по всему, они уже гипертрофировались до такой
степени, что из средства выживания вида, превратились в средство его
уничтожения. Так, по заключению экологов, если и дальше деятельность людей будет
построена на гипертрофированных авторитарно-конфликтных отношениях, то через 50
– 100 лет, даже без ядерной войны, в окружающей среде наступят необратимые
явления, и она станет непригодной для жизни человека. Чтобы предотвратить
экологическую катастрофу, мы должны научиться разрешать конфликты эгалитарным
(демократическим) путем. Решить эту задачу, без целенаправленной государственной
программы воспитания, нереально. И то, что такая программа в ближайшее время
будет разработана, сомнений не вызывает. Вопрос, только, в том, способен ли
человек методом воспитания построить общество, в котором бы эгалитарные
отношения доминировали над авторитарно-конфликтными отношениями? Или эгалитарные
отношения, это прерогатива постчеловеческой цивилизации? Со временем
человечество получит ответ на эти вопросы, но каким он будет, никто сегодня не
скажет.
Я же больше склоняюсь к мнению, что эволюция живой материи, это генетически
детерминированный процесс. И если человечество генетически запрограммировано на
разрешение конфликтов эгалитарным путем, мы научимся общаться и решать проблемы
на принципах равноправного сотрудничества. Если нет – то никакие программы
воспитания не в состоянии построить общество, в котором бы эгалитарные отношения
доминировали над авторитарно-конфликтными отношениями.
ДРОГАНОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ,
врач семейный психотерапевт, поликлиника №3
г.Тирасполь, Приднестровская Молдавская
Республика,
droganov@bk.ru, (+373-533)-8-82-48.
|